Атипичный аутизм: что это такое



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

Термин «аутизм» более-менее понятен всем. Но что значит атипичный аутизм? В чем его отличие от «типичного»? Поддается ли он коррекции и какие прогнозы в целом на дальнейшую жизнь?

Атипичный аутизм – это общее расстройство развития психической сферы. От «типичного» аутизма он отличается двумя ключевыми моментами:

  1. обычно симптомы атипичного аутизма начинают проявляться только после 3-5 лет. При «типичном» первые признаки заметны уже в первые месяцы жизни ребенка
  2. «типичный» аутизм сопровождает три обязательных симптома: нарушение социального взаимодействия, сложность в общении с окружающими, наличием стереотипных повторяющихся движений. При атипичном один или два из них могут отсутствовать.

Важно отметить, что заболевание может проявляться как в виде самостоятельной формы (аутичный детский психоз), так и в виде комплекса симптомов, сопутствующего другим патологиям, в основном хромосомным. Кроме того, атипичный аутизм может сопровождаться умственной отсталостью.

    Причины атипичного аутизма

    Заболевание считается многофакторным, определить точную причину в большинстве случаев не представляется возможным. Доказана значительная генетическая составляющая, но также немалая роль отводится патологиям беременности и родов.

    Признаки атипичного аутизма

    Атипичный аутизм у детей начинается на фоне уже имеющихся наследственных хромосомных заболеваний либо же на фоне нормального развития. В обоих случаях симптомы появляются не ранее 3-х летнего возраста.

    Первое проявление – ребенок начинает вести себя отрешенно. После этого наблюдается постепенная утрата ранее приобретенных навыков: речи, координации, ухода за собой, бытовых умений. Затем появляются спонтанные движения руками, которые могут привести к самоповреждениям. Или же, наоборот, ребенок надолго застывает в определенной позе.

    В большинстве случаев заболевание неуклонно прогрессирует, то есть когнитивные функции постепенно угасают. Хотя вариативность симптомов очень обширна.

    Диагностика, лечение и реабилитация

    Диагноз ставится врачом психиатром на основании осмотра и наблюдения больного, а также тщательно собранного анамнеза от родителей и родственников.

    Основной целью лечения является максимальное сглаживание проявлений атипичного аутизма, облегчение взаимодействия больного с его ближайшим окружением и внешним миром, повышение общего качества жизни в максимально возможном объеме.

    Лечение носит одновременно медикаментозный и немедикаментозный характер. Для купирования явлений психоза используют антипсихотические препараты. Их дозировка, частота и длительность приема назначается каждому больному индивидуально, с учетом конкретных проявлений. Для замедления задержки развития и синдрома гиперактивности назначают ноотропы.

    Немедикаментозный этап состоит из реабилитационных мероприятий, которые проводятся при участии логопедов, психологов, дефектологов. Все процедуры нацелены на замедление регресса психических функций, облегчение коммуникативных процессов (хотя бы в ближайшем окружении), сглаживания проявлений заболевания в обычной жизни.

    Прогноз развития заболевания

    Прогноз развития атипичного аутизма у детей зависит от наличия или отсутствия сопутствующей умственной отсталости. При сохранном интеллекте и целенаправленной реабилитации дети с атипичным аутизмом имеют все шансы на благоприятный исход и сравнительно успешную социализацию во взрослом возрасте.

    Умственная отсталость ограничивает спектр возможностей ребенка с атипичным аутизмом до освоения навыков самообслуживания и минимальных социальных и коммуникативных умений.