Далеко не многим понятна разница между алалией и афазией. В обоих случаях наблюдается отсутствие или расстройство речи. Логопедический спектр заболеваний и нарушений может запутать кого угодно. Даже врачи не всегда без дополнительного обследования могут определить подвид патологии. Однако в этом случае все гораздо проще
Самым основным отличием является патогенез расстройств. Алалия формируется на фоне внутриутробных и ранних постнатальных поражений ЦНС, проявляется в возрасте до 1-2 лет. Афазия подразумевает распад уже имеющейся речи, проявляется в возрасте от 3 лет. Речь при афазии иногда восстанавливается самостоятельно, однако логопедические занятия ускоряют процесс.
Афазия наступает вследствие поражения головного мозга при:
- инсультах
- травмах
- воспалительных процессах
- опухолях
- сосудистых нарушений
- проблемах с мозговым кровообращением.
Основные причины алалии:
- интоксикация матери во время вынашивания
- токсикоз на любой стадии беременности
- резус-конфликт с плодом
- недоношенность
- травмы во время родов
- асфиксия при развитии плода внутриутробно, а также во время рождения
- черепно-мозговые травмы в ранний постнатальный период
- негативная наследственность
- воспалительные процессы
- постинфекционные осложнения
- трисомия
- нарушения обменных процессов
- нейроинфекции.
Отличия в патогенезе
Долгое время считалось, что патогенез алалии связан с органическими поражениями головного мозга. Слуховой гнозис локализуется преимущественно в левой височной доле. Естественно, понимание речи может сложиться лишь при условии накопленного словаря и, если сохранены проводящие пути между полушариями. В противном случае ребенок не понимает обращенной речи и звуков при сохранении слуха. Таким образом, при сенсорной алалии отсутствуют связи между правым и левым полушарием головного мозга.
При моторной алалии патологический процесс находится в основном в доминантном левом полушарии. Допустим, что ребенок понимает речь, различает звуки. Однако, чтобы он заговорил, нужно, чтобы он мог воспроизводить артикуляционные движения. Это возможно лишь в случае, если сохранены и работают проводящие пути между височной и премоторной, постцентральной областями мозга. В этом же случае должны работать лобные доли, отвечающие за мышление.
К алалии приводят нарушения нейропроводящих путей. Теория подтверждается исследованиями, в ходе которых было выявлено, что не у всех алаликов наблюдается органическое поражение мозга. В свою очередь, диагностируемые кисты не являются основанием расстройства.
Кроме того, в раннем возрасте мозг достаточно пластичен и способен замещать пораженные участки новыми, что невозможно во взрослом возрасте при афазии. Однако в случае, если нейронные связи не сохранены, этого не произойдет. То есть между алалией и афазией есть отличия также в основе патогенеза. В первом случае это поражение ЦНС, во втором — конкретных речевых центров головного мозга, которое, в свою очередь, разрывает проводящие пути.
Кто должен проводить диагностику?
Если у человека была, но внезапно пропала речь — незамедлительно обратитесь к специалистам за исключением патовых причин, например, инсульта. Медлить нельзя ни в коем случае. Уже в больнице, во время диагностики выяснится точная причина.
В случаях, когда ребенку исполнилось 1-2 года, а экспрессивной и импрессивной речи не наблюдается — вам необходимо пройти полное обследование у логопеда, ЛОРа, невролога и других специалистов.
В любой ситуации самостоятельно диагностировать ничего не следует. Врачи обследуют, назовут точную причину и назначат коррекционное лечение.