Дислексия – это, говоря простыми словами, неспособность к нормальному освоению навыков чтения. Явление довольно распространенное: по статистике примерно 7% школьников имеют это нарушение
Диагноз дислексия ставится не во всех случаях, когда имеют место трудности с чтением. Критерием для постановки такого диагноза является ярко выраженное несоответствие между уровнем общего интеллектуального развития ребенка и его способностью к чтению.
От чего зависит наличие или отсутствие дислексии
Дислексия может быть наследственной. Такая форма чаще всего встречается у людей с активным правым полушарием (то есть, человек — явный или латентный левша). Нарушение освоения навыков чтения может возникнуть и вследствие поражения мозга – внутриутробно или в процессе родов.
За способность к чтению отвечает определенная зона мозга – левая средняя височная извилина, а именно ее задняя часть. Установлено, что дислексия проявляется снижением плотности мозговой ткани в этой области и уменьшением ее функциональной активности.
Признаки дислексии
Дислексика распознать довольно просто, так как дислексия имеет характерные симптомы:
- уровень интеллекта соответствует возрастной норме
- навыки чтения не соответствуют возрастным нормам и уровню интеллектуального развития
- читает с ошибками, медленно, часто угадывает слова
- испытывает затруднения в понимании прочитанного
- не может пересказать текст, даже если только что прочитал
- повышенная возбудимость нервной системы, излишняя эмоциональность, легко раздражается
- нарушение подчерка
- проблемы с координацией движений
- часто путает правую и левую сторону
- нарушение внимания и памяти
- нарушения в устной речи в виде дефектов звукопроизношения, скудного словарного запаса, неправильного употребления слов по смыслу.
Кто ставит диагноз
Диагноз ставит врач-дефектолог на основании заключения логопеда и своего собственного обследования. Предварительное логопедическое обследование оценивает уровень сформированности речи, артикулляционного аппарата, навыков устной речи, чтения и письма.
Для уточнения диагноза могут быть назначены консультации невролога, офтальмолога, сурдолога, а также проведение электроэнцефалограммы и/или эхоэнцефалографии.
Классификация дислексии
По механизму нарушения различают следующие виды дислексии:
- связанная с нарушением речевых функций. К ней относятся фонематическая, семантическая, аграмматическая дислексия.
- дислексия, ассоциированна с нарушением психических функций. Это мнестическая, оптическая и тактильная.
Лечение дислексии
Коррекцией дислексии занимается логопед. Основа лечения – изменения подхода к обучению в зависимости от вида нарушения.
Популярным методом коррекции является методика Рональда Дейвиса, когда буквы и слова наделяются определенными образами. Например, зная особенность восприятия дислектиками только трехмерного изображения, Дейвис предлагает лепить буквы сначала из пластилина, а затем соотносить их с двухмерным печатным изображением. По такому же принципу и слова связываются со зрительными образами вылепленных из пластилина фигурок.
Что важно знать о дислексии
Дислексию можно и нужно профилактировать. Читать ребенку вслух, обогащая его речь правильными речевыми конструкциями и новыми словами; обсуждать прочитанное, побуждая его к пересказу текста; создавать буквы из подручных материалов и складывать слоги – все это способствует сглаживанию проявлений дислексии в школьные годы. А значит, минимизирует стресс и психологический дискомфорт ребенка в будущем.