Как поднять психологический настрой, сформировать навыки самообслуживания и социальной активности у ребенка-инвалида? Врачи-реабилитологи советуют эрготерапию
Сами по себе дети – это сплошное движение. Но если ребенок имеет нарушение в развитии, какое-то врожденное заболевание, то это нередко приводит к тому, что он оказывается буквально прикован к собственной болезни. Он не может совершить даже простейшие действия. Это не просто угнетает, а психологически подавляет, что способствует развитию хронической депрессии. Последнее, в свою очередь, приводит к отсутствию прогресса в лечении. Здесь и приходит на помощь эрготерапия.
В переводе с греческого это слово буквально означает «лечение занятием, действием». Эрготерапия является одним из направлений СИПРа, специальной индивидуальной программы развития. Она применяется в современной медицине как эффективная методика восстановления или приобретения естественных навыков. Руководит процессом эрготерапевт – инструктор, ставящий перед пациентом цели, к достижению которых они вместе стремятся с помощью тренингов и стимуляций.
Как работает эрготерапевт
Этого специалиста можно назвать одновременно физическим и духовным наставником. Он изучает историю болезни ребенка, его способности, характер, образ жизни. На основании этих сведений, эрготерапевт составляет подходящий комплекс мероприятий.
Программа всегда строго индивидуальна. В одном случае можно сразу приступать к социализации, в другом – приходится начинать с самых азов, например, учить застегивать пуговицы, держать ручку или зубную щетку.
В задачи эрготерапевт также входит выбор технических средств, подходящих под нужды и возможности ребенка. Специалист обеспечивает максимальное обустройство окружающей обстановки под нужны подопечного. Сюда входят: правильно выбранная мебель, ее наиболее удобное расположение в доме, коляски, ходунки, хватали для предметов, приспособления для застегивания пуговиц, аппараты со зрительным управлением.
Даже если не удается наладить двигательную активность, эрготерапевт для детей с инвалидностью все равно заметно улучшит состояние больного. Он поможет минимизировать болевые ощущения, поработает над развитием умственных способностей, разработает эффективный курс психологической мотивации.
Методы эрготерапии
В зависимости от заболевания ребенка, в его реабилитации и абилитации используются разные методики. Общий комплекс состоит из:
- тренингов ADL, направленных на обучение и поддержание навыков элементарной самостоятельности — одевание, прием пищи, безопасное перемещение по дому
- нейропсихологического воздействия, обеспечивающего совершенствование и развитие умственных способностей, возможность удерживать внимание, улучшать память
- преодоления неглекта и его последствий
- преодоления игнорирования пораженных болезнью частей тела и недостаточного внимания, уделяемого их развитию
- сенсорной интеграции, объединяющей комплекс мер, способствующих восстановлению или налаживанию ощущений частей тела, получаемых при тактильных, проприоцептивных изменениях
- зеркального тренинга, при котором используются зеркала, отражающие здоровую часть тела как ту, что поражена заболеванием, для отвыкания от синдрома больной конечности
- метода Перфетти, основанного на прикосновениях. Во время сеанса детский эрготерапевт касается различных участков тела пациента. Это дает возможность запоминать и осознавать тактильное воздействие, формировать представление о разнице применяемой силы, ощущений, направлений. Метод уменьшает спастику, а также помогает обрести контроль над движениями
- базальной стимуляции через органы восприятия с использованием раздражителей. Различают соматическую, вибрационную и вестибулярную базальную стимуляцию, при помощи которых больной начинает воспринимать свое тело и его функции, а также учится держать равновесие
- рефлекторной интеграции базовых навыков новорожденных, при которой происходит восстановление и развитие функций центральной и вегетативной нервной системы
- когнитивно-поведенческой терапии, использующейся при лечении любых расстройств психического характера. Эта терапия основана на утверждении, что поведение и эмоции человека развиваются в выработанной привычкой реакции. Если эту модель изменить, можно развить конструктивный, действенный подход в преодолении жизненных трудностей.
Эрготерапия эффективна при абилитации и реабилитации детей при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна, перенесенных травмах, повлекший потерю двигательной активности, ЗРР и ЗПР, эпилепсиях.
Эрготерапия – это эффективное средство в борьбе с тяжелыми недугами соматического и неврологического характера.