Что такое коррекционное образование



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

Образование особого ребенка требует от родителей максимально трезвой оценки ситуации. В некоторых случаях можно попробовать отдать сына или дочь в стандартную общеобразовательную школу, а в некоторых – наилучшим вариантом станет специализированное коррекционное учреждение.

В нашей стране действует система школьного образования для особых детей. В ее рамках действуют специализированные школы. Однако это вовсе не означает, что при наличии какого-то нарушения в развитии ребенок автоматически попадает в такую школу.

Решение принимают родители

Решение о том, как и где будет учиться особый ребенок, принимают его родители. От них требуется максимально трезвая оценка ситуации. Если ребенок, например, плохо видит или испытывает серьезные трудности с самостоятельным передвижением, то отправлять его в обычную общеобразовательную школу будет, скорее всего, неправильно. От этого он не станет видеть лучше или лучше ходить. Наоборот, стандартные требования, которые предъявляются там, могут оказаться для него невыполнимыми, что станет причиной стресса. А это еще больше усугубит его и так непростую ситуацию.

К стрессу от неспособности выполнить требования стандартной учебной программы могут добавиться переживания по поводу взаимодействия с остальными учениками. Не хотелось бы сгущать краски, но далеко не все нормотипичные дети готовы принять и понять тех, кто от них отличается. Да, сегодня много говорится об интеграционном и инклюзивном образовании, но эта практика распространена еще недостаточно широко.

Поэтому принимая решение, надо хорошо понимать, что особый ребенок в системе общего образования может испытывать серьезный дискомфорт. Хотя имеет место и другой опыт: при общении с нормотипичными сверстками быстрее и эффективнее происходит социализация ребенка-инвалида.

Как могут помочь специалисты

Выбор может оказаться трудным, помочь его сделать могут специалисты. Опять же исключительно по собственной инициативе родители могут провести обследование ребенка на предмет его способности к обучению. Этим занимается специальная психолого-медико-педагогическая комиссия(ПМПК). По результатам обследования ребенку может быть присвоен статус ОВЗ, ограничение возможностей здоровья. На его основании будет рекомендован вариант обучения, программа, методика, в том числе, предложен вариант образовательного учреждения.

Стоит оговорится, что статус ОВЗ дается на ограниченный срок. По его окончании проводится повторное обследование и принимается решение о продлении или о прекращении этого статуса.

Что такое коррекционное образование

Но в некоторых случаях выбор может быть очевиден. Речь идет о детях с серьезными нарушения в развитии. К ним относится слепота, глухота, умственная отсталость неспособность передвигаться самостоятельно. Для обучения таких детей созданы специализированные школы.

В них не только созданы все подходящие условия для обучения по условной общеобразовательной программе. Большое внимание уделяется коррекционной работе, развитию необходимых навыков. Коллектив таких учреждений состоит не только из педагогов, но и других специалистов, преимущественно медицинского профиля.

Коррекционная система школьного образование для детей с ОВЗ отличается от обычного тем, что учитывает потребности физического и интеллектуального развития ребенка и имеет направленность на улучшения текущего состояния его здоровья, сокращение отставания в развитии.

Какими бывают специальные школы

Специализированные коррекционные школы имею разную направленность, в зависимости от заболевания. Всего существует восемь видов таких школ. Кроме тех особенностей, о которых мы рассказали чуть выше, их отличает небольшое количество учеников в классе (как правило, 10-12 человек), наличие обязательных индивидуальных занятий. Школьное образование детей ОВЗ начинается в возрасте 6-7 лет.

Расскажем о каждом виде подробнее:

  • I и II вид – обучение при нарушении слуха. Школы первого вида предназначены для абсолютно глухих детей. Они воспринимают мир только через зрение и осязание. Их мышление основано на образах и действиях, а не на речи. Их учат общаться с окружающими через жесты, мимику, письменную речь.

В учреждениях II вида обучаются слабослышащие или поздноглохшие. Основной упор делается на то, чтобы научить детей зрительному восприятию. Они учатся читать по губам и таким образом относительно свободно общались с окружающими

  • III и IV – при нарушениях зрения. В школах III вида обучаются полностью слепые дети. Они воспринимают окружающий мир через слух и осязание. Поэтому обучение направлено на развитие речи и осязания, улучшение памяти и внимания, умение ориентироваться в пространстве. В список занятий также входит ритмика, ЛФК.

Школы IV вида предназначены для слабовидящих детей. Перед этими учебными заведения стоит задача развивать остаточное зрение и сформировать навыки, которые способствуют социальной адаптации в обществе. В процессе обучения используются тифлоприборы и специальные дидактические материалы

  • V – при нарушении речи. Сюда принимаются дети с тяжелой патологией речи — немые, с общим недоразвитие речи, с нарушением произношения отдельных звуков. Здесь совместно с педагогами и другими специалистами они стараются преодолеть нарушения речи и связанных с ними особенности развития психики. Обучение происходит через развитие моторики, ритмики. Среди занятий – гимнастика и музыка. При нормализации речи, ребенка переводят в обычную школу.
  • VI – при нарушениях опорно-двигательного аппарата. Дети с ДЦП, параличами, парезами и парпарезами обучаются в школе. Перед учреждением стоит задача либо восстановить, либо сформировать и развить отсутствующие двигательные функции. Помимо обучения учащиеся также занимаются трудовой деятельностью, что служит основой для будущей профессиональной подготовки.
  • VII – при задержки психического развития. Здесь же обучаются дети с ОВЗ по причине синдромом дефицита внимания и гиперактивности, реактивных расстройств. Поскольку у таких детей имеется потенциал для успешного развития интеллекта, но снижены темпы психических процессов (отчего они быстро устают), в учреждение основной упор делается именно на коррекцию именно психического развития и формирование навыков учебы. При хороших результатах ребенка переводят в общеобразовательную школу.
  • VII – при аутизме.При обучении учитываются индивидуально-психологическими особенности детей. Отдельное внимание уделяется профессионально-трудовому обучению. Например, учащиеся занимаются в мастерских, изучают швейное и столярное дело
  • VIII – при нарушении интеллекта. Главная цель обучения здесь – социально-психологическая реабилитация. В начальной школе проводится всестороннее изучение личности ребенка, выявляются ее возможности и индивидуальные особенности. Работа направлена на формирование интереса к получению знаний, к самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

Для детей постарше в приоритете производственное обучение. Прививаются навыки самостоятельной работы в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях. При этом учитываются индивидуальные интересы и психофизические возможности. В дальнейшем возможно продолжение профессионального образования в специальных группах профильных учреждений.