Приставка «пара» указывает на некоторую схожесть парааутизма с классическим вариантом определения «аутизм». Согласно классификации, парааутизм – одна из форм аутизма, при которой в одно определение включены симптомы нескольких проявлений патологии. Основное отличие от аутизма заключается в психической депривации ребенка в раннем периоде развития
Само заболевание парааутизм не имеет четкого определения в общем классификаторе болезней и описывается на основе реактивного расстройства привязанности в детском возрасте. По мнению исследователей, диагностический пик патологии приходится на возраст от 1 до 5 лет одинаково у мальчиков и девочек.
Доктор медицинских наук В.Е. Коган обозначил парааутические расстройства, как невротические реакции у ребенка раннего возраста, которые характеризуются недостаточностью взаимодействия матери и ребенка.
Несколько десятилетий назад исследовательская группа специалистов под руководством Галины Козловская и Марины Проселковой изучали развитие психики у детей-сирот в раннем периоде онтогенеза. Дети с раннего возраста находились в условиях без матери и имели схожие проблемы в общении, нарушения социального взаимодействия. Эксперты предложили новый термин – депривационный парааутизм, который наиболее точно соответствовал клинической симптоматике поведения детей-сирот.
Причины возникновения и симптоматика
Чтобы понять причины возникновения патологии парааутизма, необходимо разобраться в его клинической картине, причинах развития у ребенка и патогенезе. Далее рассмотрим способы его коррекции и лечения.
Парааутисты страдают психической депривацией, когда из-за отсутствия стимуляции психической деятельности ребенок лишается нормального развития психоэмоциональной сферы. К формам депривации относятся:
- эмоциональные нарушения в результате сиротства и нарушении системы мать-ребенок
- трудности с социальным взаимодействием у брошенных детей или беспризорников
- сенсорные нарушения в результате внутриутробной или родовой травмы (глухота, ДЦП и т.д.)
- так называемый информационный голод в результате социальной изоляции
- депривация в результате домашнего насилия.
Более полно парааутизм характеризуется проявлением проблем с коммуникативными функциями. Ребенок с этим нарушением либо полностью отказывается от общения, либо слишком замкнут в себе и избегает сверстников. В отдельных случаях имеет место задержка умственного развития и отсталость речевых функций.
У детей с парааутизмом формируется недоразвитость в социальной адаптации, слабая воля и эмоциональная незрелость. Схожесть с классическим аутизмом в том, что ребенок живет в собственном мире, перемены в котором для него очень болезненны.
Коррекция и лечение
Основополагающим определением парааутизма является обратимость его функциональных нарушений в психическом развитии. Если у ребенка нормализуется воспитание до 2-3 летнего возраста, наладится коммуникационная связь с окружающими, то симптомы могут снизится или даже исчезнуть.
Диагностические процедуры должны проводиться опытным врачом-психотерапевтом. Он проводит оценку различных реакций ребенка, таких как эмоциональные реакции, наличие стереотипного поведения, общей отстраненности и др.
Специалист смотрит на то, как ребенок выдерживает визуальный контакт, интересуется общением, отвечает на вопросы. Дополнительные сведения он получает от родителей или социальных педагогов.
Чем старше ребенок, тем труднее патология поддается лечению и коррекции. Парааутизм с возрастом все больше напоминает РАС или истинный аутизм и может прогрессировать до серьезного патологического формирования личности.
Чтобы снизить симптоматику на ранних этапах проявления парааутизма, основное направление коррекционной работы должно быть сосредоточено на насыщении жизни ребенка положительными факторами, улучшении его психической активности и эмоционального отклика, развитии социальных навыков.
Для детей с этим нарушением крайне важен фактор среды, которая формирует его психоэмоциональное состояние.