Дисграфия: что это такое?



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

Дисграфия, или трудности с письмом, является одной из наиболее частых причин проблем у школьников, наряду с дислексией и дизорфографией. Если у ребенка размытый почерк, он быстро устает при письме и не любит рисовать, стоит отвести его к специалисту. Что же такое дисграфия, определение этого расстройства?

Дисграфия (аграфия) определяется как частичная или полная потеря способности написания графических символов. Проще говоря, этот термин означает нарушение письменной речи и некрасивый почерк, который зачастую сложно расшифровать даже самому автору.

Важно помнить, что дисграфические проблемы не являются следствием низкого интеллектуального потенциала.

Причины дисграфии

Специалисты выделяют несколько основных причин этого расстройства:

  • дисграфия письменной речи может развиться в результате повреждения части головного мозга, ответственной за овладение навыками письма и зрительное восприятие, что обычно приводит к нарушению памяти и способности визуального анализа. К другим неврологическим расстройствам относятся нарушения слуховых функций (проблемы с интерпретацией услышанной информации), а также зрительных функций (снижение зрительной памяти и способности к анализу)
  • причиной дисграфии могут стать некоторые аномалии в работе руки, такие как повышенный мышечный тонус, особенно это касается пальцев и запястья
  • проблемы с письмом могут быть связаны с психомоторными расстройствами, гиперактивностью и неврозом ребенка. Существует так называемая неопределенная дисграфия, которая может быть вызвана пренебрежительным отношением к обучению ребенка или некоторыми психическими нарушениями. В этом случае хорошо заметна задержка умственного развития
  • речевая дисграфия очень часто сопровождает такие заболевания, как СДВГ, синдром Туретта, Аспергера и аутизм.

Проблемы с письмом также могут быть генетически обусловлены и передаваться из поколения в поколение.

Дисграфия – характерные симптомы

Часто из-за большого количества учеников в классе не каждый учитель может определить, что у ребенка дисграфия. Преподаватели обычно предполагают, что неразборчивый и нечеткий почерк – результат недостаточного старания. Рассмотрим основные характеристики дисграфии.

Человек с дисграфическим расстройством обычно совершает следующие ошибки при написании букв и слов:

  • неточное воспроизведение
  • слишком большой наклон
  • разный размер и перекрывание
  • неуверенные, дрожащие линии
  • смешивание печатных и письменных букв
  • отсутствие диакритических знаков и знаков препинания
  • непопадание в обозначенные строчки.

У детей младшего школьного возраста симптомы дисграфии проявляются в виде неразборчивого почерка, пропусков слов, неполных предложений, одни буквы наклонены вправо, другие – влево. Они концентрируются на написании слов, не понимая их смысла. Такой ребенок пишет неохотно и быстро утомляется. Ему трудно держать ручку, поэтому рука от чрезмерного напряжения начинает дрожать. Еще одним симптомом дисграфии у детей может быть нежелание рисовать.

Подростки и взрослые испытывают трудности с выражением и передачей мыслей на бумаге, а также трудности с грамматикой и синтаксисом. Писать им намного труднее, чем говорить.

Виды дисграфии

Различают три основных типа дисграфии, каждый которых имеет свои симптомы:

  • пространственная дисграфия. У ребенка с этим типом расстройства нет орфографических ошибок в написанном под диктовку тексте. Сложности возникают только при копировании или переписывании других текстов. Кроме того, заметны трудности с рисованием.
  • дисграфия дислексии развития. В тексте, написанном дислексиком, страдающим дисграфией, много орфографических ошибок. Ребенок «пишет, как слышит». Однако у него не возникает проблем с переписыванием и копированием других текстов. Рисовать ему тоже нетрудно.
  • двигательная (моторная) дисграфия. Ребенок, страдающий двигательным расстройством, обычно делает много ошибок при переписывании текста, но хорошо справляется с текстами под диктовку. Часто из-за неверных графо-моторных движений руки он не может писать безотрывно, проводить плавные линии и неохотно рисует.

Самое главное в работе с ребенком, у которого диагностирована дисграфия – это спокойствие, самообладание и сочувствие со стороны родителей. Таким детям рекомендованы дополнительные упражнения и занятия, направленные на совершенствование техники письма.