Дислалия — это форма речевого нарушения, характеризующаяся проблемами со звукопроизношением. При этом слух, а также связь с центральной нервной системой и артикуляционной структурой, обычно соответствуют норме. Из всех НРР — это самый частый дефект, выявляемый у одного из трех детей
Расстройство обычно проявляется к 3-4 годам. Распознать его несложно, так как ребенок заменяет или пропускает буквы/слоги.
Основные симптомы, особенности дислалии:
- сигматизмы, парасигматизмы — дефекты или сложности с воспроизведением свистящих и шипящих согласных
- ламбдацизм, параламбдацизм — проблемная артикуляция сонорных фонем «л» и «ль»
- ротацизм, параротацизм, также «картавость» — нарушения в произношении «р», «рь»
- гаммацизм, готтентоцизм — сложности заднеязычных фонем. это «к», «г», «х», а также их мягкие варианты
- йотацизм — замена или выпадение из слова буквы «й»
- дефекты звонкости или мягкости звукопроизношения
- молочное косноязычие — искажение звукового ряда из-за отсутствия фронтального ряда зубов при замене их на коренные
- сенсорное косноязычие, когда слуховой анализатор работает недостаточно хорошо и ребенок не может дифференцировать фонемы правильно на слух.
Разновидности и классификация
Расстройство классифицируется по ряду признаков, патогенезу, степени тяжести. По характеру звукопроизношения или звуковосприятия дислалия бывает:
- артикуляционной или акустической
- артикуляционно-фонетической, которая характеризуется неправильным развитием звукового слуха на трудных созвучных буквах. например, «гости» — «кости»
- артикулярно-фонематической — когда происходит замена фонемы на неправильную, но созвучную, например, «козел» — «косел».
- акустико-фонематическая — когда происходит неправильное произношение звуковых единиц или конструкций.
Различают следующие формы дислалии, обуславливающие причины развития расстройства и характер нарушений:
- простая, также называемая мономорфной — при которой выпадает или замещается только один звук в одной группе. Например, свистящие согласные — «С», «З», «Ц»
- сложная (полиморфная) — характеризуется проблемами с несколькими звуками, не связанными в артикуляционной или акустической группе. Например, — «Р», «Ж», «Ч»
- физиологическая — обусловлена проблемным фонетическим произношением до 5 лет при неразвитом речевом аппарате. Физиологическая дислалия есть у каждого ребенка и чаще всего, она проходит без вмешательства специалистов
- функциональная — патогенез обусловлен особенностями развития нервной системы. При своевременном вмешательстве благополучно исчезает. Может быть сенсорной, когда происходят нарушения речевого/слухового отдела или моторной при искажениях нейродинамического развития речевой/двигательной системы
- органическая (механическая) — возникает на фоне врожденных, наследственных дефектов речевого аппарата.
Причины дислалии функционального характера
Для функционального расстройства есть несколько возможных провокаторов развития. У ребенка она может проявиться на фоне соматических проблем. Например, если он часто и подолгу болеет, то развивается ослабленность артикуляционного аппарата.
Отклонения часто возникают на фоне педагогической запущенности. Так сложности со звукопроизношением бывают в семьях, где с детьми недостаточно много общаются или разговаривают на двух языках. Иногда дислалия носит подражательный характер, когда родственник, проводящий с ребенком много времени, страдает от проблем в артикуляции.
Функциональную форму расстройства можно и нужно предотвращать, но также уже приобретенная легко корректируется.
Причины механической дислалии
С механическим расстройством гораздо сложнее. Оно связано со строением артикуляционного аппарата. Основные факторы развития механической дислалии можно разделить на:
- органические — основанные на индивидуальных особенностях строения органов речи
- наследственные — передаются по линии отца или матери
- дефекты врожденного характера
- дефекты, приобретенные в процессе взросления.
Диагностика нарушения речи дислалии
Дислалию легко распознать, однако полноценную диагностику, определить разновидность дислалии может провести только логопед.
В первую очередь собирают анамнез. Как проходило вынашивание и внутриутробное развитие, процесс родов, первые дни жизни. Сюда входит также изучение медицинской карты пациента и беседа с родителями.
Затем специалист задает несложные тесты на психомоторику, слух, зрение, особенности двигательной системы, развитость артикуляционного аппарата, его физиологические особенности.
Только после этого врач делает выводы — что это за расстройство, насколько тяжелое и каким образом его корректировать.
При механических проблемах, также присоединяются ЛОР, хирург, ортодонт, стоматолог. Решается вопрос об исправлении дефекта операционным вмешательством.
Речевая дислалия в любой форме лечится, исправляется или корректируется. Поэтому медлить не стоит. Пока ребенок не «привык» к проблеме, следует обращаться к специалистам.