По статистике, дислексией страдают от 10 до 15% людей. Многим из них можно помочь, если правильно поставить диагноз. Дети с «риском дислексии» – с дисгармоничным психомоторным развитием, во многих случаях могут быть защищены от школьных неудач. Это возможно, если в дошкольном периоде постараться компенсировать частичные задержки в их развитии или снизить интенсивность этих трудностей с помощью специальных упражнений
В разном возрасте появляются или несколько усиливаются различные проявления расстройств психомоторного развития и связанные с ними симптомы трудностей чтения, письма и нарушения речи у детей с дислексией:
- трудности с застегиванием одежды, шнуровкой обуви и т. д.
- трудности с употреблением местоимений «внутри-снаружи», «до», «после»
- трудности с запоминанием и выполнением более одной команды одновременно
- задержка речевого развития, затруднения речи, неправильное произношение, частая перестановка звуков и слогов
- трудности с запоминанием названий предметов
- путаница в названиях направлений: «вправо-влево», «вперед-назад»
- зеркальное переворачивание букв, искажение формы букв
- трудности с запоминанием материала в виде ряда, последовательности, например, дней, недель, названий месяцев, букв алфавита
- трудности с запоминанием текущей даты, даты рождения и определения времени
- отсутствие прогресса в обучении чтению
- быстрая утомляемость, обусловленная необходимостью концентрировать внимание и прилагать больше усилий при выполнении школьных заданий.
Многие из этих симптомов обычно сохраняются в школе. Конкретные трудности чтения и письма следует отличать от трудностей, с которыми сталкивается любой ребенок, начинающий читать и писать.
Особенности детей с дислексией – это время, необходимое им для овладения навыками чтения. К концу третьего класса ученик должен овладеть беглым чтением до такой степени, чтобы оно служило инструментом для изучения предметов и доставляло ребенку удовольствие. Дети с дислексией в четвертом классе все еще не умеют читать. Наличие расстройства подтверждается многопрофильным диагнозом.
Виды дислексии у детей
Термин дислексия развития включает в себя несколько расстройств. Существуют следующие виды дислексии у детей:
- дислексия – специфические трудности чтения, проявляющиеся в расстройствах темпа и техники чтения, степени понимания содержания
- дизорфография – специфические трудности с освоением правильного написания (включая орфографические ошибки)
- дисграфия – низкий уровень графического почерка
- дискалькулия – специфические трудности в изучении математики.
Этиология дислексии развития
Есть много причин дислексии у детей. Исследования этиологии трудностей с чтением и письмом у детей касаются, в частности, структуры головного мозга (цитоархитектоники коры головного мозга), его биоэлектрической активности, функционирования иммунной системы и гормонального баланса организма, а также их влияния на центральную нервную систему.
Специалисты выделяют следующие причины дислексии развития:
- генетические
- органические
- гормональные
- замедленное созревание центральной нервной системы
- эмоциональные расстройства
- незнание базовых техник чтения и письма
- нарушения процесса латерализации
- нарушения темпа и ритма развития.
Принято считать, что психологическая травма и состояние стресса дезорганизуют всю человеческую деятельность, особенно такую сложную, как речь, чтение и письмо, но картина этих расстройств неспецифична. Эмоциональные расстройства, которые часто сопровождают дислексию речи у ребенка, обычно имеют вторичный характер и являются результатом многолетней неуспеваемости.
Диагностика и помощь детям с дислексией
Специализированная помощь детям с особыми трудностями в чтении и письме называется педагогической или психолого-педагогической терапией. Эти воздействия являются корректирующими и компенсирующими – они направлены на улучшение нарушенных функций (коррекция) и на поддержку хорошо развивающихся функций (компенсация), которые могут стать опорой для нарушенных функций или заменить их при необходимости. Диагноз дислексия у ребенка обычно ставится после первых трех лет обучения в школе.
Большое бремя ответственности ложится на учителей младших классов, которые должны знать, как определить дислексию у ребенка и, заметив трудности с чтением и письмом, включить в программу специальные корректирующие и компенсирующие упражнения. Терапевтическая помощь представляет собой многоуровневую систему, отвечающая потребностям детей с разной степенью трудностей с чтением и письмом.