В воспитании и обучении необходимо определить сильные и слабые стороны ребенка с ОВЗ. С помощью этой информации можно конвертировать и усиливать положительные качества, а также корректировать отрицательные
Данные для оценки сильных и слабых сторон ребенка с ОВЗ специалисты собирают в ходе бесед с родителями, психолого-медико-педагогического заключения, индивидуального тестирования, в том числе по шкалам VB-MAPP и ABLLS-R. При этом учитываются навыки и особенности ребенка в следующих сферах:
- академическая (учебная) — внимательность, развитость слуховой и зрительной памяти, утомляемость, усидчивость, мелкая моторика, скорость усвоения материала
- социальная — особенности взаимодействия, проявления заботы и сочувствия к окружающим
- организационная — навыки самообслуживания, аккуратность, собранность
- физическое развитие — крупная и мелкая моторика, особенности заболевания/расстройства
- коммуникативная — развитость речи, активность в контакте с учителем и со сверстниками, возможность работы в группе, выражение желаний
- эмоционально-волевая — стабильность эмоционального фона, тревожность
- сенсорная — восприятие ребенком окружающей среды, предметов, расстояния, форм
- приоритеты и интересы — заинтересованность в каких-либо заданиях, занятиях, приверженность к конкретным наукам.
Как используются эти данные?
В каждом из пунктов ищут положительные и отрицательные стороны. И в каждом можно выделить общие и предметные навыки. Например, общие учебные — ребенок обладает отличным мышлением, развитой логикой, но не может выполнять задания самостоятельно, неусидчив, с дефицитом внимания. Предметные — плохо воспринимает обращенную речь, но умеет работать с письменным текстом.
Если речь идет об образовательном учреждении, педагог разрабатывает индивидуальную программу развития, которая содержит:
- описание сильных сторон ребенка с ОВЗ
- описание его слабых сторон
- краткосрочные задачи
- итоговый оценочный лист.
Какая от этого польза?
Каждый ребенок индивидуален по характеру, развитию, особенностям. Сбор данных — это своеобразный анамнез. Он необходим для того, чтобы педагог понимал, в каком направлении двигаться при разработке плана работы, какие качества развивать, как общаться с учеником, на что обратить внимание, а что лучше не затрагивать.
Оценочный лист качеств также требуется при инклюзивном образовании. Некоторые учителя используют сильные стороны ребенка, чтобы мотивировать процесс обучения, в нужный момент дать ему почувствовать успех. Например, ребенок хорошо читает, но замкнут, испытывает стресс при ответах у доски. Значит, работа с ним будет основываться на его сильной стороне — чтении, а на новый этап переходить будут постепенно, когда школьник обретет уверенность в себе и привыкнет к обстановке.
Как правило, если речь идет об адаптированной программе, слабые стороны стараются компенсировать сильными, устранить/скорректировать проблемы. Упор делают на достоинства, развивают их, направляют в нужное русло.
В большинстве случаев, объективная оценка сильных и слабых сторон обеспечивает хорошую педагогическую основу в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ.