С развитием образовательных программ, стереотипное мнение о детях ОВЗ уступает место другому определению — «с особыми потребностями». Они воспринимаются наравне со здоровыми школьниками, так как часто не уступают им в обучаемости. Даже в Законе «Об образовании» указаны их права на получение знаний в равных условиях. Рассмотрим, каким образом это реализуется и каковы формы работы с детьми ОВЗ в школе
Прежде, чем осветить этот вопрос подробнее, оговоримся, что законодательство постоянно меняется. Соответственно, меняются условия и требования. Данный материал был подготовлен в январе 2021 года на основании сложившейся на тот момент ситуации и имеющий место практики.
Условия для обучения с ОВЗ
Согласно ст.79 ФЗ No273 с изменениями и дополнениями от 1 января 2021 года, дети с ОВЗ могут обучаться дома, в коррекционных организациях, в инклюзивных, коррекционных группах, классах обычной школы.
Условия обучения при ОВЗ складываются на основании решения ПМПК об адаптированной программе, при инвалидности учитывается ИПР. Обычная школа может взять ребенка с любыми ограничениями при условии соответствия его возможностей специальным условиям образовательного учреждения, что обуславливает наличие:
- адаптированных программ методов обучения, воспитания, развития
- обученного педагогического персонала
- подходящих учебных материалов — книг, пособий, дидактических материалов
- технических средств
- персональных ассистентов (тьюторов)
Программа обучения складывается согласно определению в группу по классификации, принятой ВОЗ. Выделяют 5 уровней нарушения, высчитываемых в процентах от незначительных до абсолютных и 4 уровня задержки развития. Согласно полученным сведениям, комиссия рекомендует вариант адаптированной программы по ФГОС для особых учеников.
Классификация групп с ОВЗ — это определение возможностей учащихся, согласно их способностям к обучению, применению навыков и знаний.
Обычная школа, как вариант обучения детей с ОВЗ
ОВЗ и инвалидность не всегда подразумевают критичные нарушения физического или психического характера. Адаптация в условиях ограждения от обычного общества противоречит праву получения образования на равных условиях. Помимо законов, при дефиците общения со сверстниками, в том числе со здоровыми, складывается негативная обстановка социализации особых детей.
Объединение их в учреждения с коррекционной программой воспитания либо надомное обучение значительно упрощают образовательный ход школам. Однако дети при этом замыкаются в себе, теряют и не развивают навыки общения.
Между тем, ребенок с нарушениями здоровья при грамотном подходе может усваивать знания и управлять ими не хуже остальных. Поэтому все больше родителей стремятся отправить детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения.
Организация учебного процесса
Согласно Закону РФ, государство всячески содействует в подготовке педработников к индивидуальным условиям обучения и привлечению их к работе в нуждающихся в этом организациях.
После определения порядка обучения ПМПК, школа выносит решение о том, каким образом ребенок получит образование в конкретном заведении. Чаще всего практикуется инклюзивный метод, где в группу или учебную среду с обычными школьниками интегрируют учеников с ОВЗ. Они не только вместе учатся, но также проводят совместный досуг, посещают внеклассные мероприятия.
Особенности организации обучения детей с ОВЗ при инклюзии обычно не подразумевают индивидуальность программы. Популярная модель обучения — разноуровневая технология оценки понимания учебного материала. Основное условие — усвоение знаний не ниже базовых требований по школьному стандарту. Критерием оценки деятельности школьника являются его усилия в понимании материала.
Огромное значение имеет отношение учителя к особому воспитаннику. Педагог изучает характер ребенка, знает, в каком случае необходимо его приободрить, подняв самооценку, а в каких пожурить, не нанеся при этом психологическую травму.
В ходе совета по инклюзии разрабатывается индивидуальный учебный план. С согласия родителей в него могут включить:
- присутствие тьютора
- режим получения образования — стандартный или щадящий (когда снижен объем заданий или ученик получает дополнительный отдых)
- наличие учебников из коррекционных школ
- участие в индивидуальных или групповых занятиях дополнительного образования
- организация работы во внешкольное время с психологами, логопедами, дефектологами
- особенности графика учащегося, самоподготовку
Польза в обучении детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях
Интеграция особого школьника необходима для позитивной социальной инклюзии. Достижения в области образования, обычно имеют второстепенное значение.
Если ребенок смог влиться в коллектив, в котором не делается перманентный упор на его заболевание, наблюдается положительная динамика развития и социализации. Важно уйти от зацикленности на диагнозе, сделать так, чтобы он не чувствовал себя особенным.
Что касается образования, уровень знаний в обычных школах превышает полученные по адаптированной программе в коррекционных центрах. Дети, которые могут и хотят в них заниматься, имеют больше возможностей получения качественного образования при одновременной коррекции развития.
Как попасть в инклюзивный класс
В инклюзивные классы для детей с ОВЗ можно попасть только с согласия законных представителей и на основании заключения ПМПК, которая определяет, нуждается ли ребенок в особых условиях образовательных вариаций.
В конкретной учебной организации на основании такого заключения собирают совет по инклюзии. В его состав которого входят: заместитель директора, учителя, корректоры (психолог, логопед, дефектолог), специалист из ЦППРиК, врач. Разрешено присутствовать родителям или опекунам будущего школьника.
На совете решается вопрос об интеграции ребенка в класс. В том числе, существует ли практическая возможность его инклюзивного обучения в условиях школы либо необходимо определение в коррекционную группу.
Если вам отказали в поступлении, не отчаивайтесь. В любой период образовательного процесса, даже из коррекционного класса, можно снова попробовать пройти комиссию либо попытаться найти школу, в которую вас примут.