У детей с задержкой психического развития становление игровой деятельности занимает оно гораздо больше времени и характеризуется целым рядом особенностей. Если у полностью здоровых малышей сюжетно-ролевые игры полностью формируются к достижению 6-летнего возраста, то у деток с ЗПР это происходит гораздо позже
Характерные особенности малышей с ЗРП в 5-6-тилетнем возрасте:
- не умеют выстраивать сюжетно-ролевые отношения с ровесниками в ходе игрового процесса
- испытывают трудности при выборе собственной роли в игровом процессе
- предпочитают занятия, в ходе которых не надо разговаривать
- обладают слабо развитым воображением
- нет мотивации к игре, нет умения замещать предметы в ходе игрового процесса
- не умеют ставить перед собой цель и определять пути ее достижения.
Особенности игр для детей с ЗПР дошкольного возраста
Такое, казалось бы, доступное и приятное для каждого ребенка занятие, как игра, становится для деток с ЗПР непосильной задачей. Они не могут организовать свою забаву, им сложно взаимодействовать с другими участниками процесса, проще абстрагироваться от них и действовать самостоятельно, ни с кем не взаимодействуя.
Однако не стоит опускать рук. При знании базовых особенностей и правильном подходе можно наладить игровой процесс таким образом, чтобы он приносил малышу не только удовольствие, но и пользу.
Как организовывать игры для развития ребенка с ЗПР
Вот несколько базовых рекомендаций по организации игры для дошкольников с задержкой развития:
- Опорой, ключевой фигурой процесса должен стать взрослый, а не предмет. Ведь выстроить в воображении ассоциативную связь между, к примеру, палкой и лошадкой таким детям очень и очень сложно
- Важно акцентировать внимание ребенка на сюжете игры, а не на выполнении тех или иных действий. В противном случае процесс превратится для него в многократное повторение того или иного действия без всякого смысла
- Дошкольникам с ЗПР сложно фантазировать и наделять окружающие предметы несвойственными им функциями. Так, ложка для них – это исключительно столовый прибор, с помощью которого едят, а уж никак не волшебный жезл. Если хотите, чтобы ребенок понял, как он может использовать ложку еще, просто скажите ему об этом
- Руководить игрой должен взрослый, малыш является пассивным участником процесса импровизации.
Залог успеха при организации игрового процесса детей с ЗПР – увлекательные сюжетно-ролевые и театрализованные развлечения, которые помогут достичь основной цели, то есть научить ребенка играть самостоятельно.
Варианты развивающих игр для детей с ЗПР
Положительный результат способны принести игры, которые направлены на одновременное развитие нескольких направлений психики. Задания должны быть простыми, разнообразными и интересными.
«Повторяй за мной»
Главная цель – развить активное произвольное внимание.
Суть игры: дети встают в круг, в центре находится взрослый, который выполняет определенные движения. Главная задача – как можно более точно повторить все, что сделал водящий.
«Угадай звук»
Цель – развивать восприятие и слуховое внимание. Для ее достижения понадобятся предметы, издающие различные звуки, это могут быть свистки, погремушки, карандаши, детские музыкальные инструменты и т.д.
Суть: взрослый показывает детям предмет и демонстрирует его звучание. Затем ребята закрывают глаза, а водящий издает те или иные звуки определенным предметом. Задача игроков – отгадать, на чем «играл» педагог.
«Летает или не летает»
Цель – развитие внимания, умения выделять основные особенности, признаки предметов.
Суть: взрослый по очереди называет предметы (бабочка, стол, птица, лодка, собака, муха, ложка и пр.), а игроки должны определить, летает вещь или нет. Если летает, дети машут руками, если нет, руки нужно опустить.
Варианты игр с эмоциональным взаимодействием
Для достижения максимального эффекта от подобных игр необходим близкий контакт и доброжелательная атмосфера, особую роль играет речь взрослого – она должна быть ласковой и спокойной, преисполненной похвалы. Приветствуются легкие поглаживания спины, рук, едва уловимые касания.
«Догонялки»
Участвуют 3-4 человека, водит взрослый или любимая игрушка. Вначале игрушка «приходит в гости к детям» и знакомится с ними, здороваясь за руку или поглаживая. Затем ведущий предлагает поиграть в догонялки. Задача детей – убегать и прятаться (для этого они должны самостоятельно найти укромное место). Если ребенка нашли, важно проявить радость от этого, продемонстрировать положительные эмоции и передать их малышам.
«Бери, бросай, дай, кати»
Главная цель – установить контакт с игроком и побудить его к выполнению команд.
Суть: на стол выкладываются игрушки, ведущий произносит какую-либо команду и показывает, как она выполняется. Затем он повторяет эту команду, но выполнить действие должен ребенок. Пример: нужно взять в руки мячик и подпрыгнуть, взять куклу и присесть и т.д.
Варианты подвижных игр для детей с ЗПР
Цель таких игр – развитие внимания и скорости реакции, обучение взаимодействию с другими участниками процесса.
«Совушка»
В идеале понадобятся маски: совы – для ведущего и мышей – для деток. Желательно музыкальное сопровождение.
Суть: ведущий командует «День!», дети при этом бегают и прыгают под музыку по площадке, сова же спит в своем домике. Как только ведущий скажет: «Ночь!», музыка должна затихнуть, а дети-мышки – присесть и замереть, поскольку на сцене появляется сова. Если «мышка» пошевелилась, «сова» подлетает и забирает ее в свой домик. Побеждает тот игрок, который продержался без движения дольше всего.
Вместо заключения
При правильно подобранной методике и слаженном взаимодействии родителей, психологов и педагогов-дефектологов дошкольники с задержкой развития в итоге смогут наверстать упущенное и преодолеть отставание от сверстников.
Надо понимать, что познание окружающего мира у малышей происходит преимущественно в игровой форме. Поэтому игры для детей с ЗПР оказывают важнейшее влияние не только на преодоление отставания, но и на развитие вообще.