Игры для детей с ЗПР: особенности, примеры



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

У детей с задержкой психического развития становление игровой деятельности занимает оно гораздо больше времени и характеризуется целым рядом особенностей. Если у полностью здоровых малышей сюжетно-ролевые игры полностью формируются к достижению 6-летнего возраста, то у деток с ЗПР это происходит гораздо позже

Характерные особенности малышей с ЗРП в 5-6-тилетнем возрасте:

  • не умеют выстраивать сюжетно-ролевые отношения с ровесниками в ходе игрового процесса
  • испытывают трудности при выборе собственной роли в игровом процессе
  • предпочитают занятия, в ходе которых не надо разговаривать
  • обладают слабо развитым воображением
  • нет мотивации к игре, нет умения замещать предметы в ходе игрового процесса
  • не умеют ставить перед собой цель и определять пути ее достижения.

Особенности игр для детей с ЗПР дошкольного возраста

Такое, казалось бы, доступное и приятное для каждого ребенка занятие, как игра, становится для деток с ЗПР непосильной задачей. Они не могут организовать свою забаву, им сложно взаимодействовать с другими участниками процесса, проще абстрагироваться от них и действовать самостоятельно, ни с кем не взаимодействуя.

Однако не стоит опускать рук. При знании базовых особенностей и правильном подходе можно наладить игровой процесс таким образом, чтобы он приносил малышу не только удовольствие, но и пользу.

Как организовывать игры для развития ребенка с ЗПР

Вот несколько базовых рекомендаций по организации игры для дошкольников с задержкой развития:

  1. Опорой, ключевой фигурой процесса должен стать взрослый, а не предмет. Ведь выстроить в воображении ассоциативную связь между, к примеру, палкой и лошадкой таким детям очень и очень сложно
  2. Важно акцентировать внимание ребенка на сюжете игры, а не на выполнении тех или иных действий. В противном случае процесс превратится для него в многократное повторение того или иного действия без всякого смысла
  3. Дошкольникам с ЗПР сложно фантазировать и наделять окружающие предметы несвойственными им функциями. Так, ложка для них – это исключительно столовый прибор, с помощью которого едят, а уж никак не волшебный жезл. Если хотите, чтобы ребенок понял, как он может использовать ложку еще, просто скажите ему об этом
  4. Руководить игрой должен взрослый, малыш является пассивным участником процесса импровизации.

Залог успеха при организации игрового процесса детей с ЗПР – увлекательные сюжетно-ролевые и театрализованные развлечения, которые помогут достичь основной цели, то есть научить ребенка играть самостоятельно.

Варианты развивающих игр для детей с ЗПР

Положительный результат способны принести игры, которые направлены на одновременное развитие нескольких направлений психики. Задания должны быть простыми, разнообразными и интересными.

«Повторяй за мной»

Главная цель – развить активное произвольное внимание.

Суть игры: дети встают в круг, в центре находится взрослый, который выполняет определенные движения. Главная задача – как можно более точно повторить все, что сделал водящий.

«Угадай звук»

Цель – развивать восприятие и слуховое внимание. Для ее достижения понадобятся предметы, издающие различные звуки, это могут быть свистки, погремушки, карандаши, детские музыкальные инструменты и т.д.

Суть: взрослый показывает детям предмет и демонстрирует его звучание. Затем ребята закрывают глаза, а водящий издает те или иные звуки определенным предметом. Задача игроков – отгадать, на чем «играл» педагог.

«Летает или не летает»

Цель – развитие внимания, умения выделять основные особенности, признаки предметов.

Суть: взрослый по очереди называет предметы (бабочка, стол, птица, лодка, собака, муха, ложка и пр.), а игроки должны определить, летает вещь или нет. Если летает, дети машут руками, если нет, руки нужно опустить.

Варианты игр с эмоциональным взаимодействием

Для достижения максимального эффекта от подобных игр необходим близкий контакт и доброжелательная атмосфера, особую роль играет речь взрослого – она должна быть ласковой и спокойной, преисполненной похвалы. Приветствуются легкие поглаживания спины, рук, едва уловимые касания.

«Догонялки»

Участвуют 3-4 человека, водит взрослый или любимая игрушка. Вначале игрушка «приходит в гости к детям» и знакомится с ними, здороваясь за руку или поглаживая. Затем ведущий предлагает поиграть в догонялки. Задача детей – убегать и прятаться (для этого они должны самостоятельно найти укромное место). Если ребенка нашли, важно проявить радость от этого, продемонстрировать положительные эмоции и передать их малышам.

«Бери, бросай, дай, кати»

Главная цель – установить контакт с игроком и побудить его к выполнению команд.

Суть: на стол выкладываются игрушки, ведущий произносит какую-либо команду и показывает, как она выполняется. Затем он повторяет эту команду, но выполнить действие должен ребенок. Пример: нужно взять в руки мячик и подпрыгнуть, взять куклу и присесть и т.д.

Варианты подвижных игр для детей с ЗПР

Цель таких игр – развитие внимания и скорости реакции, обучение взаимодействию с другими участниками процесса.

«Совушка»

В идеале понадобятся маски: совы – для ведущего и мышей – для деток. Желательно музыкальное сопровождение.

Суть: ведущий командует «День!», дети при этом бегают и прыгают под музыку по площадке, сова же спит в своем домике. Как только ведущий скажет: «Ночь!», музыка должна затихнуть, а дети-мышки – присесть и замереть, поскольку на сцене появляется сова. Если «мышка» пошевелилась, «сова» подлетает и забирает ее в свой домик. Побеждает тот игрок, который продержался без движения дольше всего.

    Вместо заключения

    При правильно подобранной методике и слаженном взаимодействии родителей, психологов и педагогов-дефектологов дошкольники с задержкой развития в итоге смогут наверстать упущенное и преодолеть отставание от сверстников.

    Надо понимать, что познание окружающего мира у малышей происходит преимущественно в игровой форме. Поэтому игры для детей с ЗПР оказывают важнейшее влияние не только на преодоление отставания, но и на развитие вообще.