Сегодня все чаще говорят о необходимости внедрять инклюзивное образование. Что это такое? Какие у него преимущества? Есть ли недостатки?
Долгое время в нашей стране существовал, скажем так, изоляционистский подход к обучению и социализации людей с ограниченными возможностями. Их обучали и содержали в специализированных учреждениях. Либо они были вынуждены учиться и жить на равных условиях со здоровыми людьми. Общество в целом даже не пыталось подстроиться под их нужды.
Увы, отчасти такой подход сохранился до сих пор. Однако параллельно идет создание новой общественной среды. Она получила название инклюзивной. Главная ее отличительная черта заключается в том, что социум не просто принимает человека с ограниченными возможностями на равных, но и подстраивается под его потребности. Наиболее расхожий пример – оборудование пандусов, специальных лифтов и туалетов во многих учреждениях и торговых комплексах.
Одна из сфер, которую в наибольшей степени затронул новый подход – это система образования.
8 принципов инклюзивного образования
Дети с особенностями развития получают возможность обучаться в обычных школах. При этом в школе создаются для этого все необходимые условия. Это касается не только упомянутых пандусов, но и другого оборудования, а также самих образовательных программ и методик. Коротко говоря, не ребенок подстраивается под требования школы, а школа подстраивается под его особенности.
Инклюзивный подход к образованию базируется на следующих принципах:
- Каким бы ни был ребенок, он в любом случае представляет ценность сам по себе
- Каждый из учеников способен думать и чувствовать
- Право на общение и быть услышанным дано всем детям без исключения
- Мы все нуждаемся друг в друге, в том числе дети
- Настоящее образование — это не просто определенный уровень знаний, но и умение строить реальные взаимоотношения с разными людьми
- Особенные дети, как и другие, не могут жить в изоляции. Им нужна поддержка и дружба
- Любой человек имеет предел возможностей. Поэтому прогрессом лучше считать то, что ребенок может сделать и сделает, а не завышенные ожидания, которые ему не по силам и никогда не произойдут
- Разнообразие положительно влияет на все стороны жизни.
Преимущества инклюзивного подхода к образованию
Сегодня уже есть примеры, когда инклюзия или совместное обучение детей с разным уровнем умственного развития и физического здоровья приводит к положительным результатам.
В здоровых детях наблюдаем развитие толерантности, милосердия и ответственности, а ребята с ограниченными возможностями лучше адаптируются к жизни.
Социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивной среде происходит быстрее, чем у их сверстников, которые занимаются в специализированных школах. Навыки коммуникации развиты лучше, а социальная компетенция находится на более высоком уровне.
Взаимоотношения между обычными учениками и детьми-инвалидами становятся прочнее из-за того, что первые наблюдают и осознают, что между ними много общего. Результаты обучения, вследствие насыщенной учебной программы, у тех и других повышаются.
Недостатки инклюзивного подхода к образованию
Разумеется, у инклюзивного образования имеются и недостатки. Хотя правильнее тут говорить все-таки не о недостатках, а о трудностях. Со временем их можно преодолеть. В настоящий момент эти трудности можно разделить на объективные и субъективные.
К субъективным в первую очередь относятся косность взглядов. Это касается и педагогов, и родителей (причем обоих сторон), и самих учеников. Среди родителей и педагогов, например, можно столкнуться с мнением, что «особенный» ученик среди «нормальных» детей способен оказывать негативное влияние. А родители особых детей считают, что инклюзивное образование «лишает» их должного количества реабилитационных услуг.
Из объективных трудностей можно выделить следующие:
- адаптация учебной программы. Соединить общеобразовательную программу с коррекционной так, чтобы качество обучения не страдало, сложно. У детей разные образовательные потребности. Их удовлетворение требует от учителя наличия специальных умений, навыков и знаний
- кадровая проблема.Сегодня не хватает коррекционных педагогов со специальным образованием. Профессия предполагает постоянное развитие, изучение множества дополнительных смежных дисциплин, связанных с обучением и воспитанием детей с задержками развития и другими особенностями
- финансирование, доступность. Для организации инклюзивного образования необходимо создавать специальные условия, которые требуют привлечения немалых денежных средств. Не всегда помещения в школах приспособлены к потребностям особенных учеников.
Дальнейшие перспективы
Инклюзия – это не только про создание подходящих условий для людей с особенностями развития, но и про отношения. В первую очередь это про отношение остального общества к ним.
Современному обществу, к сожалению, все еще не хватает здоровой нравственной основы. Мы недостаточно готовы к принятию самой идеи равных возможностей и взаимодействия на равных. Все еще слабо сформирована та среда, которая является платформой для развития инклюзивного мировосприятия.
Но постепенно взгляды меняются. Поэтому формирование инклюзивного общества – это не утопия. Это – уже происходящий сейчас процесс. И то, насколько он будет быстрым, в значительной степени от нас самих.