Как люди с дислексией воспринимают информацию?



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

Многие ошибочно считают, что все люди видят вещи одинаково. Люди, страдающие дислексией, имеют особенности визуального восприятия. Даже при идеальном зрении они могут воспринимать текст искаженно, что затрудняет процесс чтения и письма

Вы когда-нибудь задумывались, как видят текст люди с дислексией? Виктор Виделл, шведский программист, создал симуляцию, иллюстрирующую трудности, с которыми сталкиваются люди с дислексией при чтении. Он был вдохновлен своей подругой, страдающей этим расстройством. Она рассказала, с чем ей приходится бороться каждый день: буквы «прыгают» перед глазами во время чтения, поэтому ей требуется много времени, чтобы прочитать любой текст или слово. Программист написал специальный код, благодаря которому мы можем увидеть текст так, как будто смотрим на него дислексическим взглядом.

Как видят буквы при дислексии? Впечатление, что буквы движутся, довольно часто встречается у людей с дислексией, поскольку их взгляд постоянно «перепрыгивает» со строчки на строчку, не позволяя сконцентрироваться на определенном слове и увидеть его целиком. Во время чтения могут возникать образы слов, мозг сам начинает додумывать слова, прочитав только первые 2-3 буквы. Именно поэтому возникают сложности при чтении.

Особенности восприятия людей с дислексией

Психологи под дислексией понимают стойкие специфические нарушения чтения, которые возникают у детей с нормальным интеллектом, слухом и зрением. Чтение представляет собой сложную с точки зрения структуры вовлеченных психических процессов, психическую деятельность, состоящую из двух основных компонентов: текста и интерпретации содержания. Чтобы ребенок научился читать, у него должны быть сформированы: устная речь, визуальное восприятие (узнавание) графических образов, произвольное движение глаз и оперативная память. Отсутствие любого из этих компонентов может привести к нарушению либо технической стороны чтения, либо смысловой, либо их обеих.

Чтобы понять, как видят люди с дислексией, необходимо знать, как устроен наш мозг. Он состоит из двух полушарий, каждое из которых обрабатывает информацию по-своему. Правое полушарие воспринимает материал целостно, глобально, а левое – линейно, аналитически. Именно левое полушарие отвечает за обработку лингвистической информации, понимание прочитанного, линейное восприятие времени, создает лингвистические правила и ищет логические решения. При дислексических расстройствах нет преобладания левого полушария над правым, и большая часть языковой информации обрабатывается левым полушарием. Это влечет за собой трудности в логическом мышлении с точки зрения движения, слуха и зрения.

Почему дислексики быстро устают от чтения

Визуальное мышление хорошо работает с объектами реальной жизни, то есть с теми, которые можно изобразить, и не дает результатов, когда появляются печатные символы или буквы алфавита. При чтении дислексик сталкивается с трудностями, потому что не все элементы языка можно представить. Когда он читает слова, которые означают существующие объекты, у него в голове мгновенно появляются образы. Проблема возникает, когда встречаются слова, которые невозможно мысленно представить, например, предлоги, наречия или местоимения. Начинается путаница, текст перестает быть понятным, потому что мозг не справляется.

Постоянные попытки понять прочитанное и связанная с этим повышенная концентрация приводят к быстрой утомляемости.

Распространенные ошибки при дислексии

При дислексии обычно страдает восприятие печатного текста – буквы расплываются, слова сливаются в одно, «скачут», голова болит, глаза утомляются. Люди с дислексией чаще всего допускают следующие ошибки при чтении:

  • путают схожие по написанию буквы (Ы-Ь, Г-Р и др.), воспринимают зеркально или размыто
  • не замечают границ между словами и предложениями
  • не замечают знаки препинания
  • повторяют, пропускают или добавляют буквы и слоги, переставляют их местами.

Как читают люди с дислексией? Они перепрыгивают со строчки на строчку, не могут увидеть слово целиком и уловить смысл прочитанного текста.