Как отличить аутизм от умственной отсталости?



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

Многие родители, столкнувшись с диагнозом аутизм, опасаются умственной отсталости ребенка, его полной беспомощности, невозможности социальной адаптации. Квалифицированный врач на панический вопрос: «Аутизм — это разновидность умственной отсталости или нет», — ответит отрицательно. Он же объяснит разницу между этими двумя особенностями развития.

Аутизм — это нарушение психоэмоционального развития, которое характеризуется нестандартным мировосприятием и социальной замкнутостью человека.

Умственная отсталость (олигофрения) возникает в результате повреждения коры головного мозга и неправильной работы центральной нервной системы. Она связана с патологической задержкой интеллектуального и психического развития.

Причина, по которой люди, не имеющие медицинского образования, путают расстройство аутистического спектра с олигофренией, заключается в схожести некоторых симптомов. Но это лишь на первый взгляд, так как отличия аутизма от умственной отсталости достаточно явны.

Речевые навыки

Речь ребенка-аутиста имеет характерные особенности. Среди них:

  • употребление слов в несоответствии с их значением
  • повторяемость избранных фраз
  • монотонность, связанная с непониманием интонирования
  • бедность невербальной коммуникации — отсутствие общепринятых жестов, скудная или не соответствующая ситуации мимика

При этом аутист может говорить довольно бегло и располагать обширным словарным запасом, но после определенной коррекции.

В случае с интеллектуальными нарушениями речевое расстройство зависит от степени умственной отсталости. Нередко наблюдаются проблемы с произнесением звуков, построением фраз, ограниченностью словарного запаса. Иногда люди с умственной отсталостью страдают заиканием. В отличие от аутистов, олигофрены часто заменяют вербальную коммуникацию жестами, причем правильно подобранными.

Социальное взаимодействие

Различия аутизма и умственной отсталости хорошо прослеживаются при анализе социального взаимодействия ребенка. Страдающий аутизмом редко нуждается в контактах с окружающими. Исключение составляют один-два человека, которых он подпускает к себе.

Олигофрен бывает замкнутым, но чаще ищет общения, хотя его формы и не совпадают с принятыми в социуме. Например, он может обнять малознакомого человека, попытаться сесть на руки.

Интеллектуальное развитие

Расстройство аутистического спектра по своей природе не затрагивает интеллектуальный потенциал. Трудности в овладении знаниями возникают из-за недостаточной социальной адаптации.

При благоприятных условиях интеллект человека с аутизмом находится на отметке средний или выше среднего. Страдающий РАС может обладать феноменальной памятью и экспертными знаниями в конкретной области. Последнее объясняется склонностью зацикливаться на одном интересе или действии. Не теряются и навыки обобщения и систематизации информации.

При умственной отсталости интеллект зависит от степени поражения головного мозга. Доступна обучаемость в определенных границах, но выше природного потенциала прыгнуть невозможно.

Бытовые навыки

И люди с РАС, и страдающие олигофренией нуждаются в особом подходе к развитию бытовых навыков. Отличия заключаются в способе восприятия.

Человеку с РАС следует проговаривать каждый шаг и работать его руками. Наглядных действий «воспитателя» при низкофункциональном аутизме он не «отзеркалит».

Олигофрены первой и второй степени довольно легко усваивают механические навыки, если обучение не перегружать теорией. В их случае наглядность даст лучшие результаты, чем объяснение.

Игровая деятельность

Как можно отличить аутизм от умственной отсталости, наблюдая за игровой деятельностью? По следующим признакам:

  • ребенок с аутизмом способен часами не расставаться с любимой игрушкой. Не потому что ему нравится то, какую функцию она выполняет, а из-за привлекательности нового сенсорного опыта. Например, ему интересна текстура, звон, с которым предмет падает на пол, цвет
  • при умственной отсталости может нравиться какое-то действие, например, катание по столу мяча. Но вместо мяча малыш иногда использует совершенно неподходящий предмет — яблоко, посудину соответствующей формы
  • аутисту сложно понять правила игры из-за плохо развитого воображения
  • ребенку с олигофренией мешает неспособность долго удерживать внимание на одном предмете или явлении
  • при аутизме характерны заученные действия
  • страдающий умственной отсталостью может менять их очередность и забывать, что следует делать дальше.

Моторные навыки

Люди с аутизмом отличаются раскоординацией движений, плохой ориентацией в пространстве, тяжелой походкой, бегом с нетипичным ритмом. Также им присуща моторная стереотипность — ритмичные вращение руками, кружение.

У олигофренов наблюдается задержка двигательных навыков. Также отсутствует ориентировка в пространстве, характерны либо медленные и вялые движения, либо быстрые и порывистые. Походка — неуклюжая.

Вышеприведенное описание поможет родителям, столкнувшимся с проблемой, понять, чем отличаются проявления аутизм от умственной отсталости, и с помощью врача составить правильные коррекционные меры и выстроить собственную линию поведения.