Полтора года — время для медосмотра, когда педиатр проверяет навыки ребенка, в том числе речевые. Врач интересуется у родителей количеством слов, звуков, их четкостью. Однако далеко не все мамы и папы могут похвастаться доктору обширным устным словарным запасом своего чада или вообще его наличием
Разумеется, педиатр направит на проверку к логопеду, но паниковать не стоит. Проблема чаще всего связана с онтогенезными особенностями, а не с расстройствами мозговой деятельности.
Что делать, если имеет место задержка речевого развития и как помочь ребенку заговорить?
Обращение к специалистам
Самое первое правило поведения при позднем нарушении норм речи — полное обследование у логопеда, невролога, ЛОРа, а также других врачей. Не бойтесь обращаться к ним, перестраховка — важная часть предупреждения тяжелых последствий.
Поздноговорение может быть связано с разными факторами:
- нарушения, инфекционные процессы, связанные со слуховым аппаратом
- расстройства умственного, социального, эмоционального характера
- отсутствие потребности в речи — когда родители предугадывают все желания и потребности ребенка
- дефицит общения, билингвизм
- завышенные требования с развитием негативизма
- неблагоприятная семейная среда
- наследственность
- травмы и поражения мозга, артикуляционного аппарата.
Только медики смогут определить — ЗРР это или отклонение, вызванное расстройством либо заболеванием. При подтверждении диагноза назначат курс комплексной терапии, а также расскажут, чем вызвана задержка речевого развития, как ее можно устранить.
Основные правила поведения
В чем бы ни была причина, важность семейного воспитания и развития часто идет наравне с занятиями у логопеда. Используйте простые рекомендации:
- не давите, не заставляйте говорить, используйте методы побуждения
- поощряйте за любые успехи, не ругайте за неудачи, ни в коем случае не применяйте телесные наказания
- создайте благоприятную обстановку дома — без лишнего шума, ссор, обилия одновременно работающих гаджетов
- минимизируйте просмотр телевизора, игр с телефоном
- исключите билингвизм
- не сюсюкайте, не коверкайте речь, забудьте про сленг, укороченные фразы
- как можно больше разговаривайте с малышом.
Польза чтения
Чтение книг — одно из самых полезных занятий. Оно развивает воображение, мышление, слух и восприятие. Так как все эти факторы взаимосвязаны с речью, это может помочь быстрее заговорить. Обязательно при этом пытайтесь обсуждать прочитанное с наводящими вопросами. Они должны быть побуждающими, но несложными для формирования речи — «Кирилл, тебе понравилась белочка Кузя?», «Как считаешь, мальчик правильно поступил, что помог маме?».
Визуализация и музыка
Применяйте зрительные образы. Показывайте картинки или на объекты. Вслух проговаривайте названия изображений, особенности, предназначение. Визуализация помогает расширить словарный запас при помощи ассоциативных образов.
Музыка помогает:
- расслабиться
- повысить настроение
- положительно влияет на нервную систему
- налаживает сердечную деятельность
- улучшает дыхательную функцию
- развивает интеллектуальные функции организма.
Также она побуждает к речи при попытке воспроизвести какую-либо песню. Пойте вместе, включайте различные музыкальные произведения.
Развитие мелкой моторики
В коре головного мозга зоны, отвечающие за двигательную активность пальцев и области речевого значения, находятся рядом. Все известные педиатры без устали твердят — развивайте мелкую моторику, это поможет простимулировать артикуляционную зону и улучшить моторное планирование, необходимое для речи.
Это могут быть занятия с бусинами, сбор пазлов (полезно также для логики), игры с конструктором, рисование, да даже просто забавные пальчиковые потешки, которые легко можно найти в интернете. Так как заниматься с ребенком с ЗРР необходимо всесторонне, при помощи моторики вы параллельно сможете формировать его способности и мышление.
Необходимость общения
Не закрывайте ребенка от окружающих, особенно от сверстников. Пусть играет с остальными, это помогает в социализации и развитии. Во время совместных игр развивается познавательная деятельность, появляется потребность в понимании других, высказывании собственных мыслей.
Хорошо помогают в речи нестандартные методы терапии — иппотерапия, дельфинотерапия, арт-терапия. Помимо положительных впечатлений и появления новых навыков, во время занятий улучшаются невербальные функции, напрямую взаимодействующие с речевыми центрами головного мозга.
Соблюдайте баланс
Учтите, что не надо все это сразу набрасывать на малыша и забивать весь его день различными делами, призванными сформировать его речь. Отдых и покой очень важны, перегрузка нервной системы, пусть даже положительными впечатлениями тоже плохо сказывается на организме. Вводите новшества постепенно, выбирайте то, что помогает или что по душе.
Самое главное, помните, что в большинстве случаев, задержка речевого развития – не приговор. Это нарушение лечится и корректируется. Однако все зависит от вас, так как эффективно помочь ребенку справиться с ЗРР могут именно родители.