Развитие эмоций у детей с ОВЗ часто бывает нарушенным из-за особенностей расстройств, неблагоприятной контактной среды, трудностей адаптации в обществе. Эмоциональное и психическое состояние находятся в дисбалансе. Для формирования равновесия необходимо своевременное вмешательство и развитие нравственно-этической среды
В фантастическом фильме «Эквилибриум» власти всячески пытались подавить эмоции людей. Те, кто смотрел картину, знают, что все закончилось благополучно и тоталитарный режим был свергнут. Действительно, идея жизни без эмоций утопична. Благодаря им мы общаемся, лучше понимаем друг друга, слаженно работаем, к чему-то стремимся. Даже физическое здоровье зависит во многом от получаемых эмоций.
Особенности эмоционального мира детей с ОВЗ
Любой человек ежедневно пополняет свой эмоциональный багаж новыми переживаниями. Какие-то из них негативные, какие-то позитивные, разобраться в них порой тяжело даже взрослым. Характеризуя ребенка с ОВЗ в общих, не конкретизированных чертах, любой специалист назовет в основе незрелость эмоциональной среды. Аномалия не всегда связана с первичным диагнозом, иногда причиной могут быть:
- психологическое давление
- депривация
- неблагоприятная среда общения
- зажатость, комплексы
- трудности с коммуникативными навыками.
Ребенок с ОВЗ не лишен эмоций полностью. Как и здоровые люди, он с их помощью выражает свои внутренние переживания. Однако они находятся в дисгармоничном состоянии, поэтому часто проявление чувств рассматривается как неправильное или аффективное состояние. Слишком бурный восторг, чрезмерное расстройство, резкая смена настроения, пониженный самоконтроль или глубоко запертые чувства, как у аутистов.
Родители часто осложняют и без того тяжелую эмоциональную среду — «не кричи», «не прыгай», «ну и что такого, зачем так громко радоваться», «перестань реветь, люди вокруг. Мне за тебя стыдно». Вместо того чтобы разграничить понятия поведенческих и эмоциональных нарушений, они подавляют, создают неправильную картину — «плохо/хорошо». Если ребенок расстроен потерей, ничего страшного не произошло, радуется чему-то — опять-же, нельзя так сильно радоваться.
Если не заниматься профессиональной коррекцией, проблемы ухудшатся, могут перерасти в приобретенное психическое заболевание, вытащить из которого во взрослом возрасте будет практически невозможно.
Основные признаки нарушения
Для детей с задержкой эмоционального развития характерны:
- импульсивность
- неустойчивость в настроении
- быстрая утомляемость
- нарушения самоконтроля
- закомплексованность
- застенчивость
- заниженная самооценка.
Практически во всех сферах общения наблюдаются нарушения нравственно-этического поведения, часто отсутствуют «теплые» отношения с родственниками, сверстниками.
Все эти факторы могут проявляться частично или спектрально, в зависимости от тяжести расстройства и средовой адаптации.
Задачи педагогического процесса
Формированием эмоциональной среды обычно занимаются дефектологи и психологи. Перед ними стоят следующие задачи:
- научить распознавать положительные эмоции
- 2. обеспечить здоровую адаптацию к отрицательным
- 3. способствовать свободному выражению состояния при замкнутом типе и адекватному при нарушенной психике
- 4. сформировать навыки невербальных способов общения — при помощи жестов, мимики, а также умения распознавать чужие эмоции по фото, картинке или на наглядном примере
- 5. пополнение эмоционального словарного словаря
- 6. развитие коммуникативных навыков, умения управлять собственным поведением
- 7. воспитание уважения позиции и чувств других людей, умения проигрывать
Как корректировать нарушения
Все дети легко переключаются. Упал и расстроился — «не плачь, смотри, собачка бежит». Сразу высохли слезы, малыш уже не помнит о падении, если нет серьезных травм, смотрит на собачку. Поэтому в раннем возрасте легче всего выбирать формы воздействия на эмоциональную сферу.
В коррекции необходимо создать такие психологические условия, которые обеспечат благоприятную атмосферу. Один из самых популярных методов — развивающие игровые и творческие процессы, так как при этом происходит не заучивание правил поведения, а проигрывание разных ситуаций и выход из них на практике.
В коррекционно-педагогической работе используются следующие приемы:
- беседы с учениками в интерактивном формате
- музыкальные и художественные занятия
- подвижные, симуляционные и интеллектуальные игры
- чтение с обсуждениями разных мнений участников
- выполнение упражнений.
Также специалисты могут порекомендовать родителям детей с ОВЗ методы развития эмоций в домашних условиях.
Как правило, расстройства такого характера даже при тяжелых задержках психического развития и аутизме легко корректируются или полностью устраняются.