Как развивать эмоции у детей с ОВЗ?



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

Развитие эмоций у детей с ОВЗ часто бывает нарушенным из-за особенностей расстройств, неблагоприятной контактной среды, трудностей адаптации в обществе. Эмоциональное и психическое состояние находятся в дисбалансе. Для формирования равновесия необходимо своевременное вмешательство и развитие нравственно-этической среды

В фантастическом фильме «Эквилибриум» власти всячески пытались подавить эмоции людей. Те, кто смотрел картину, знают, что все закончилось благополучно и тоталитарный режим был свергнут. Действительно, идея жизни без эмоций утопична. Благодаря им мы общаемся, лучше понимаем друг друга, слаженно работаем, к чему-то стремимся. Даже физическое здоровье зависит во многом от получаемых эмоций.

Особенности эмоционального мира детей с ОВЗ

Любой человек ежедневно пополняет свой эмоциональный багаж новыми переживаниями. Какие-то из них негативные, какие-то позитивные, разобраться в них порой тяжело даже взрослым. Характеризуя ребенка с ОВЗ в общих, не конкретизированных чертах, любой специалист назовет в основе незрелость эмоциональной среды. Аномалия не всегда связана с первичным диагнозом, иногда причиной могут быть:

  • психологическое давление
  • депривация
  • неблагоприятная среда общения
  • зажатость, комплексы
  • трудности с коммуникативными навыками.

Ребенок с ОВЗ не лишен эмоций полностью. Как и здоровые люди, он с их помощью выражает свои внутренние переживания. Однако они находятся в дисгармоничном состоянии, поэтому часто проявление чувств рассматривается как неправильное или аффективное состояние. Слишком бурный восторг, чрезмерное расстройство, резкая смена настроения, пониженный самоконтроль или глубоко запертые чувства, как у аутистов.

Родители часто осложняют и без того тяжелую эмоциональную среду — «не кричи», «не прыгай», «ну и что такого, зачем так громко радоваться», «перестань реветь, люди вокруг. Мне за тебя стыдно». Вместо того чтобы разграничить понятия поведенческих и эмоциональных нарушений, они подавляют, создают неправильную картину — «плохо/хорошо». Если ребенок расстроен потерей, ничего страшного не произошло, радуется чему-то — опять-же, нельзя так сильно радоваться.

Если не заниматься профессиональной коррекцией, проблемы ухудшатся, могут перерасти в приобретенное психическое заболевание, вытащить из которого во взрослом возрасте будет практически невозможно.

Основные признаки нарушения

Для детей с задержкой эмоционального развития характерны:

  • импульсивность
  • неустойчивость в настроении
  • быстрая утомляемость
  • нарушения самоконтроля
  • закомплексованность
  • застенчивость
  • заниженная самооценка.

Практически во всех сферах общения наблюдаются нарушения нравственно-этического поведения, часто отсутствуют «теплые» отношения с родственниками, сверстниками.

Все эти факторы могут проявляться частично или спектрально, в зависимости от тяжести расстройства и средовой адаптации.

Задачи педагогического процесса

Формированием эмоциональной среды обычно занимаются дефектологи и психологи. Перед ними стоят следующие задачи:

  1. научить распознавать положительные эмоции
  2. 2. обеспечить здоровую адаптацию к отрицательным
  3. 3. способствовать свободному выражению состояния при замкнутом типе и адекватному при нарушенной психике
  4. 4. сформировать навыки невербальных способов общения — при помощи жестов, мимики, а также умения распознавать чужие эмоции по фото, картинке или на наглядном примере
  5. 5. пополнение эмоционального словарного словаря
  6. 6. развитие коммуникативных навыков, умения управлять собственным поведением
  7. 7. воспитание уважения позиции и чувств других людей, умения проигрывать

Как корректировать нарушения

Все дети легко переключаются. Упал и расстроился — «не плачь, смотри, собачка бежит». Сразу высохли слезы, малыш уже не помнит о падении, если нет серьезных травм, смотрит на собачку. Поэтому в раннем возрасте легче всего выбирать формы воздействия на эмоциональную сферу.

В коррекции необходимо создать такие психологические условия, которые обеспечат благоприятную атмосферу. Один из самых популярных методов — развивающие игровые и творческие процессы, так как при этом происходит не заучивание правил поведения, а проигрывание разных ситуаций и выход из них на практике.

В коррекционно-педагогической работе используются следующие приемы:

  • беседы с учениками в интерактивном формате
  • музыкальные и художественные занятия
  • подвижные, симуляционные и интеллектуальные игры
  • чтение с обсуждениями разных мнений участников
  • выполнение упражнений.

Также специалисты могут порекомендовать родителям детей с ОВЗ методы развития эмоций в домашних условиях.

Как правило, расстройства такого характера даже при тяжелых задержках психического развития и аутизме легко корректируются или полностью устраняются.