Официально новая профессия тьютор появилась сравнительно недавно, в 2008 году. Но осознанная потребность в ней появилась несколько позже
С английского tutor переводится как «наставник». Это – специалист, который объединяет педагога и психолога в одном лице. Ближе всего к тьютору стоит профессия коуча. Однако не стоит их путать. Определенные сходства есть, но есть и существенная разница.
Создание образовательной среды
Тьютор ведет дошкольника, школьника или даже студента по индивидуальному пути развития, помогает справиться с возникающими сложностями. Также он готовит и рекомендует программу обучения, в соответствии со способностями каждого ученика.
При этом тьютор учит самостоятельно принимать решения, планировать и действовать, исходя из своих возможностей. Другими словами, он формирует в подопечных навыки саморазвития и самообразования. Тьютор не говорит, что делать, а создает среду, при которой ребенок самостоятельно принимает решения и достигает своих целей. Именно создание особой среды, в которой подопечный начинает развиваться, прогрессировать, является главной задачей тьютора.
Постоянный анализ – одна из ярких особенностей работы тьютора. Ему приходится постоянно отслеживать те моменты, которые даются ученику с трудом, а какие с легкостью, и по результатам вносить необходимые корректировки. Таким образом и создается та самая особая образовательная среда.
![](https://disorderlife.ru/wp-content/uploads/2024/11/pexels-yan-4457935-1024x683.jpg)
Наибольшую помощь тьютор может оказать при следующих обстоятельствах:
- при поступлении в детский сад или школу
- при смене образовательного учреждения
- в период профориентирования
- при сдаче экзаменов
- во время первого трудоустройства
- в кризисные периоды – например, в переходный возраст.
Тьютор для ребенка инвалида
Хотя услуги тьютора необходимы любым детям, которые испытывают сложности с обучением и коммуникацией, наиболее востребованы они среди родителей особых детей. В первую очередь это касается детей со статусом ОВЗ. Это понятно, поскольку таким детям сложнее всего адаптироваться не только к процессу обучения и коллективу, но и к внешнему миру вообще.
Для особого ребенка тьютор является незаменимой опорой – помогает находить гармонию с собой и своими возможностями, настраивает на жизнь во внешнем мире. Также он помогает познать себя, причем совершенно на разных уровнях.
Занимаясь с тьютером, ребенок-инвалид или ОВЗ:
- начинает понимать и осознавать свои особенности, индивидуальность.
- учится проявлять себя в различных ситуации, несмотря на свои физические или иные ограничения
- учится принимать решения и принимать ответственность за них и за свои действия
- учиться ставить цели и планировать путь для их достижения.
![](https://disorderlife.ru/wp-content/uploads/2024/11/pexels-mikhail-nilov-6620546-1024x576.jpg)
Тьютор не всегда действует самостоятельно. Он может порекомендовать и организоваться встречу, занятия с другими специалистами, которые помогут становлению личности особого ребенка в моральном и физическом плане.
Заметную помощь педагог-психолог оказывает и родителям. В частности, он дает обратную связь: комментирует особенности развития ребенка, обращает внимание на важные моменты, предоставляет рекомендации.
Тьютор для детей с ОВЗ в детском саду и в школе
В детском саду тьютор помогает ребенку с ОВЗ осознать и принять свои особенности, адаптироваться к коллективу. Также он осуществляет подбор образовательной методики, программы и контролирует ее реализацию. При необходимости тьютор может внести в нее коррективы. В результате такой работы ребенок не только осознает свои особенности, но и учится пользоваться сильными сторонами.
Практически те же самые задачи, только с поправкой на специфику нового образовательного этапа тьютор выполняет и тогда, когда особый ребенок поступает в школу. Здесь он может оказать неоценимую поддержку при решении проблем, связанных не только с обучением, но и с межличностными контактами.