Кто такой тьютор и чем он может помочь ребенку



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

Официально новая профессия тьютор появилась сравнительно недавно, в 2008 году. Но осознанная потребность в ней появилась несколько позже

С английского tutor переводится как «наставник». Это – специалист, который объединяет педагога и психолога в одном лице. Ближе всего к тьютору стоит профессия коуча. Однако не стоит их путать. Определенные сходства есть, но есть и существенная разница.

Создание образовательной среды

Тьютор ведет дошкольника, школьника или даже студента по индивидуальному пути развития, помогает справиться с возникающими сложностями. Также он готовит и рекомендует программу обучения, в соответствии со способностями каждого ученика.

При этом тьютор учит самостоятельно принимать решения, планировать и действовать, исходя из своих возможностей. Другими словами, он формирует в подопечных навыки саморазвития и самообразования. Тьютор не говорит, что делать, а создает среду, при которой ребенок самостоятельно принимает решения и достигает своих целей. Именно создание особой среды, в которой подопечный начинает развиваться, прогрессировать, является главной задачей тьютора.

Постоянный анализ – одна из ярких особенностей работы тьютора. Ему приходится постоянно отслеживать те моменты, которые даются ученику с трудом, а какие с легкостью, и по результатам вносить необходимые корректировки. Таким образом и создается та самая особая образовательная среда.

Наибольшую помощь тьютор может оказать при следующих обстоятельствах:

  • при поступлении в детский сад или школу
  • при смене образовательного учреждения
  • в период профориентирования
  • при сдаче экзаменов
  • во время первого трудоустройства
  • в кризисные периоды – например, в переходный возраст.

Тьютор для ребенка инвалида

Хотя услуги тьютора необходимы любым детям, которые испытывают сложности с обучением и коммуникацией, наиболее востребованы они среди родителей особых детей. В первую очередь это касается детей со статусом ОВЗ. Это понятно, поскольку таким детям сложнее всего адаптироваться не только к процессу обучения и коллективу, но и к внешнему миру вообще.

Для особого ребенка тьютор является незаменимой опорой – помогает находить гармонию с собой и своими возможностями, настраивает на жизнь во внешнем мире. Также он помогает познать себя, причем совершенно на разных уровнях.

Занимаясь с тьютером, ребенок-инвалид или ОВЗ:

  • начинает понимать и осознавать свои особенности, индивидуальность.
  • учится проявлять себя в различных ситуации, несмотря на свои физические или иные ограничения
  • учится принимать решения и принимать ответственность за них и за свои действия
  • учиться ставить цели и планировать путь для их достижения.

Тьютор не всегда действует самостоятельно. Он может порекомендовать и организоваться встречу, занятия с другими специалистами, которые помогут становлению личности особого ребенка в моральном и физическом плане.

Заметную помощь педагог-психолог оказывает и родителям. В частности, он дает обратную связь: комментирует особенности развития ребенка, обращает внимание на важные моменты, предоставляет рекомендации.

Тьютор для детей с ОВЗ в детском саду и в школе

В детском саду тьютор помогает ребенку с ОВЗ осознать и принять свои особенности, адаптироваться к коллективу. Также он осуществляет подбор образовательной методики, программы и контролирует ее реализацию. При необходимости тьютор может внести в нее коррективы. В результате такой работы ребенок не только осознает свои особенности, но и учится пользоваться сильными сторонами.

Практически те же самые задачи, только с поправкой на специфику нового образовательного этапа тьютор выполняет и тогда, когда особый ребенок поступает в школу. Здесь он может оказать неоценимую поддержку при решении проблем, связанных не только с обучением, но и с межличностными контактами.