Общее недоразвитие речи у ребенка — это сформированные нарушения речевых навыков при сохранении интеллектуальных и слуховых способностей. У детей, обладающих таким диагнозом присутствуют разные степени дефектов звукового, лексико-грамматического и семантического характера
Так как эта аномалия возникает не на фоне психических либо физических заболеваний, на ее возникновение и развитие влияют экзогенные и внешние факторы:
- проблемная беременность матери
- гипоксия плода, родовые травмы
- ослабленный иммунитет и организм в целом, черепно-мозговые травмы
- наследственная предрасположенность
- неблагоприятная психологическая обстановка дома
- речевой дефицит общения — билингвизм, недостаток общения и внимания.
При ОНР причины возникновения могут быть единичными или результатом комплексного сочетания факторов риска.
Первые признаки нарушения речевого развития
Распознать патологию несложно, родителей должны насторожить следующие характерные признаки:
- ребенок произносит первые слова в 3-4 года
- речь поздняя и ее понимают только родители, требуется «перевод»
- маленький словарный запас при том что развитие не отстает от нормы
- страдает лексическое и грамматическое формирование речи.
Часто ОНР путают с ЗРР, однако между ними есть отличия. Во втором случае формирование речевых навыков происходит по естественному онтогенезу, без фонетически-грамматических дефектов, только с задержкой по темповой норме. Основные признаки ОНР подразумевают не только задержку, но и аномальные нарушения.
Тем не менее самостоятельно ставить диагноз не следует. Необходимо посетить педиатра, логопеда-дефектолога, невролога и психолога для прояснения картины происходящего.
Классификация по ОНР
В зависимости от тяжести нарушения, специалист устанавливает степень тяжести патологии:
- I степень — безречевая. Ребенок либо говорит 1-2 слова, либо не говорит вообще. Подобная картина характерна и для олигофрении, однако отличается тем, что у ребенка нет интеллектуальных нарушений, он пытается изъясняться с родителями при помощи неустойчивых звуков, жестикуляции
- II степень подразумевает зачатки речевых признаков. Слова часто искаженные, не всегда понятные по фонетическому звучанию, измененные в грамматических формах. Малыш пытается строить предложения, однако самые простые, часто состоящие из перечислений. Окончания, предлоги, множественное и единственное число путаются
- III степень характеризуется неплохими речевыми навыками, однако предложения построены с неправильным согласованием слов. Произношение дается тяжело, один звук заменяет другой, страдает лексическая, грамматическая, фонетическая основа. Требуется «переводчик» для общения с другими людьми. Чаще употребляет существительные и глаголы, реже прилагательные с наречиями, однако запас слов в сравнении со 2 степенью, гораздо больший. Испытывает проблемы с пониманием сложных грамматических основ, может называть предметы нетипичными синонимами
- IV степень отличается слабовыраженными нарушениями. Могут быть проблемы с грамматикой и звукопроизношением. Словарный запас хороший, однако затруднено объяснение многих редких слов, пословиц и поговорок. При логическом пересказе события смешиваются, упускаются второстепенные персонажи и действия.
Лечение ребенка при симптомах ОНР
При ОНР любой степени, с условием отсутствия сопровождающих тяжелых патологий, прогноз благоприятен. Коррекционно-развивающая и медикаментозная терапия помогают полностью либо частично развить речевые навыки. Однако это длительный, трудоемкий процесс, который рекомендуют начинать в раннем возрасте — 3-5 лет.
Устранение дефектов проходит в комплексной форме. Назначают:
- систематические занятия с логопедом
- логопедический массаж артикуляционной зоны
- медикаментозное лечение ноотропами.
Рекомендации по обучению дошкольников и школьников предоставляет ПМПК в соответствии со степенью нарушения. Чаще всего для ОНР 1-2 уровня назначают занятия в коррекционных группах и классах.
Профилактика общего недоразвития речи
Учитывая особенности детей с ОНР, также необходимы особые условия воспитания. В первую очередь, в семьях следует отказаться от билингвизма в общении с ребенком. Эта практика подразумевает использование двух разных языков в разговорах. Для детей это иногда создает путаницу, происходит смешение языковых форм.
С рождения ребенок активно впитывает любую поступающую информацию и учится ее анализировать, пользоваться словами, сперва при помощи жестикуляции, затем устно. Вы заблуждаетесь, если думаете, что он ничего не понимает и поэтому можно игнорировать общение с ним. Педиатры и психологи советуют заниматься с малышом как можно больше — сопровождать действия объяснениями, стишками и потешками, читать ему книги.
Еще одна распространенная ошибка — привычка пользоваться языком свободно, допуская отрывистые предложения и иносказательные фразы. Любой специалист скажет, что это сильно ограничивает словарный запас ребенка и путает его. Подобная практика допустима только в более старшем возрасте при сформированной речи. Обращаясь к нему, нужно упоминать его имя и полностью, подробно излагать свои мысли. Неправильно — «Там подарок», «Погода плачет». Правильно — «Оля, на столе для тебя подарок», «На улице дождливая погода».
Некоторые родители считают, что ОНР – ерунда, не стоящая внимания. Особенно если в семье уже есть дети с нормальной речью или если слушать знакомых — «у нас так было, в 5-6 лет заговорит, мальчики вообще поздние». Проблемы возникают при сложении разных факторов, а каждый ребенок индивидуален. Своевременное исключение и корректировка патологии предотвратит проблемы в будущем.