Речевые нарушения – это любые расстройства, которые мешают нормальной коммуникации. При этом подразумевается не только устная речь, но и письменная. Актуальность проблемы велика, так как примерно у 60% детей дошкольного возраста имеется та или иная речевая дисфункция
Исследованием и коррекцией нарушений речи занимаются медицина и педагогика. Однако, одни и те же проблемы врачи и логопеды рассматривают с разных точек зрения. Поэтому существует два вида классификаций, обобщающих все виды речевого нарушения у детей: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
Медицинская или клинико-педагогическая классификация
Характеризуя виды нарушения речи у детей, медицина не привязывает ни одно из них к конкретному заболеванию. Подразумевается, что каждый из них может сопутствовать разным диагнозам. Но, в отличии от педагогов, врачи выделяют нарушение письменной речи в отдельный вид.
Нарушения письменной речи
- Дислексия – нарушение процесса чтения. Причина в снижении активности и плотности мозговой ткани в средней височной извилине. Заподозрить у ребенка дислексию можно по следующим признакам: читает только первую, либо две первых буквы слова, а остальную часть подставляет наугад; буквы при чтении может переставлять в произвольном порядке; пропускает при чтении слова, не замечая отсутствие смысла при этом; хорошо считая в уме, плохо различает написанные цифры
- Дисграфия – расстройство процесса письма. В большинстве случаев дисграфия связана с органическими поражениями мозга. Лишь в редких случаях причиной является не патология, а, например, двуязычие – необходимость общаться на двух разных языках. Проявляется дисграфия в виде повторяющихся из раза в раз ошибках в одних и тех же словах
- Дисорфография – еще одно нарушение письменной речи. Причина связана с нарушением формирования центров письма в головном мозге. Ребенок с дисорфографией отлично знает все правила орфографии, но не может их применить. Он просто не видит своих ошибок.
Нарушение устной речи
- Дисфония – нарушение голоса (фонации) в результате патологии голосового аппарата. Может проявляться как в виде различных изменений голоса – гнусавость, хрипота, так и полным его отсутствием – афония. Причиной могут быть воспалительные заболевания гортани, либо же неврологические болезни
- Брадилалия – ощутимо замедленный темп речи с нарушенной артикуляцией. Основная причина – паталогическое преобладание процессов торможения над возбуждением в нервной системе
- Тахилалия – ускоренный темп речи, сопровождающийся запинанием, повторами слов, проглатыванием окончаний. Вызван превалированием процессов возбуждения над процессами торможения в ЦНС
- 4. Заикание – прерывание ритмичного течения речи, связанное со спазмом мышц речевого аппарата. Может быть двух типов – невротическое и неврозоподобное. В последнем случае причиной заикания является поражения мозговых структур
- Дислалия – состояние, когда при нормальном слухе и иннервации речевого аппарата нарушено звукопроизношение. Причины: короткая уздечка, неправильный прикус, слишком большой или маленький язык, расщелины губы и неба
- Ринолалия или, попросту говоря, это гнусавость. Изменение тембра голоса в следствии нарушение сообщения между носовой полостью и ротоглоткой. Может возникнуть из-за врожденных аномалий или в следствии рубцовых изменений тканей после травм и операций
- Дизартрия – нарушение произношения из-за недостаточной иннервации артикуляционного аппарата. При этом сильно ограничена подвижность мягкого неба, языка и губ. Люди с дизартрией говорят, как «с кашей во рту». Причинами является органическое поражение мозга
- Алалия – полное отсутствие, либо же грубое недоразвитие речи в результате поражение речевых центров коры головного мозга
- Афазия – это расстройство речи, которое возникает при сформированной изначально речевой функции как следствие острых паталогических процессов в нейронах. Например, при инсульте, эпилепсии, менингитах. Иными словами, когда человек хочет что-то сказать, мозг не посылает сигнал на артикуляционный аппарат.
Педагогическая или психолого-педагогическая классификация
Необходимость немного по-другому классифицировать нарушения речи возникла у логопедов и психологов в связи с тем, что коррекциям речевых нарушений педагогическими методами имеет свою специфику. Здесь на первый план выходит не причина и механизм нарушения, а спектр проявлений нарушенной функции.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – включает в себя дислалию, дизартрию, ринолалию
- Общее недоразвитие речи – объединяет дисграфию, дислексию, алалию, афазию
- Заикание рассматривается в контексте нарушения коммуникативной функции.
Кроме указанных выше классификаций, все нарушения речи или, как их иногда неверно называют «болезни речи у детей», принято подразделять на те, что не являются препятствием к обучению ребенка в обычной школе, и те, которые требуют специализированного коррекционного подхода к обучению.
К сожалению, речевые нарушения у детей не проходят сами по себе, а требуют обязательного лечения, как логопедического, так и в ряде случаев медикаментозного.