Отличие ЗПР от умственной отсталости



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

Главное отличие ЗПР от умственной отсталости (УО) состоит в том, что последняя носит необратимый характер, так как главный механизм патологии — органическое поражение мозга, либо же его недоразвитие.

ЗПР, наоборот, всегда поддается коррекции, поскольку в основе этого заболевания лежит нарушение темпов развития психической деятельности. Главным образом оно связано с неблагоприятными социально-психологическими факторами. Органические поражение мозга тоже имеют место, но далеко не всегда и в легкой степени

Явные нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребёнка становятся очевидными для его родителей ближе к 4-5 годам. Но чаще всего они дают о себе знать несколько позже — уже с началом образовательного процесса.

Ранние годы жизни – крайне важное и наиболее продуктивное время для коррекции любых нарушений, в том числе в психической сфере. Поэтому понимание ключевых характеристик этих двух состояний, их сходства и отличия чрезвычайно важно, чтобы заметить признаки патологии как можно раньше.

Как отличить ЗПР от УО

Если брать основные моменты, то умственная отсталость и задержка психического развития отличаются следующим:

  1. особенности познавательной деятельности. При ЗПР у ребенка могут быть снижены одни функции мозга, но при этом полностью сохранны другие. Например, ребенок может испытывать сложности с чтением, но при этом хорошо усваивать счет. Для умственной отсталости характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций
  2. потенциал развития познавательной и мыслительной деятельности. При умственной отсталости этот потенциал очень низок. Ребенок с УО, скорее всего, всегда будет отставать в этом плане от своих здоровых сверстников. А вот задержка психического развития может быть полностью устранена
  3. интеллектуальная деятельность. При ЗПР характерно ее скачкообразное развитие, при УО, как правило, развития интеллекта вообще не наблюдается
  4. особенности нарушения интеллекта. При задержке психического развития страдают внимание, эмоционально-образное мышление, восприятие, способность правильно слышать и узнавать слова. Умственно-отсталые люди не в состоянии сравнивать, обобщать, анализировать информацию. Также им недоступно абстрактное мышление
  5. характерные черты эмоциональной сферы. Яркость эмоций свойственна детям с ЗПР, тогда как при УО эмоциональный фон крайне беден.