Главное отличие ЗПР от умственной отсталости (УО) состоит в том, что последняя носит необратимый характер, так как главный механизм патологии — органическое поражение мозга, либо же его недоразвитие.
ЗПР, наоборот, всегда поддается коррекции, поскольку в основе этого заболевания лежит нарушение темпов развития психической деятельности. Главным образом оно связано с неблагоприятными социально-психологическими факторами. Органические поражение мозга тоже имеют место, но далеко не всегда и в легкой степени
Явные нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребёнка становятся очевидными для его родителей ближе к 4-5 годам. Но чаще всего они дают о себе знать несколько позже — уже с началом образовательного процесса.
Ранние годы жизни – крайне важное и наиболее продуктивное время для коррекции любых нарушений, в том числе в психической сфере. Поэтому понимание ключевых характеристик этих двух состояний, их сходства и отличия чрезвычайно важно, чтобы заметить признаки патологии как можно раньше.
Как отличить ЗПР от УО
Если брать основные моменты, то умственная отсталость и задержка психического развития отличаются следующим:
- особенности познавательной деятельности. При ЗПР у ребенка могут быть снижены одни функции мозга, но при этом полностью сохранны другие. Например, ребенок может испытывать сложности с чтением, но при этом хорошо усваивать счет. Для умственной отсталости характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций
- потенциал развития познавательной и мыслительной деятельности. При умственной отсталости этот потенциал очень низок. Ребенок с УО, скорее всего, всегда будет отставать в этом плане от своих здоровых сверстников. А вот задержка психического развития может быть полностью устранена
- интеллектуальная деятельность. При ЗПР характерно ее скачкообразное развитие, при УО, как правило, развития интеллекта вообще не наблюдается
- особенности нарушения интеллекта. При задержке психического развития страдают внимание, эмоционально-образное мышление, восприятие, способность правильно слышать и узнавать слова. Умственно-отсталые люди не в состоянии сравнивать, обобщать, анализировать информацию. Также им недоступно абстрактное мышление
- характерные черты эмоциональной сферы. Яркость эмоций свойственна детям с ЗПР, тогда как при УО эмоциональный фон крайне беден.