Каким образом она должна происходить? Как правильно сформировать готовность к школе, школьную зрелость? На что обратить внимание? Попробуем ответить на эти и другие немаловажные вопросы
Многие родители считают, что перед школой необходимо обучить ребенка писать, считать, читать. С одной стороны, логично и правильно, с другой — в школе дети обучаются этому в группах сверстников, под руководством педагогом. Это гораздо интереснее и увлекательнее, чем занятия дома с мамой, зацикленной на выполнении простейших задач.
Такая подготовка к школе детей с ОВЗ рискует привести к прямо противоположному результату. Ребенок может потерять интерес к получению знаний и заранее приобрести по отношению к школе негативный настрой. Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить три составляющие: мотивацию, интерес, саморегуляцию.
Основы успешной подготовки
- Мотивация. Мотивировать малыша к обучению можно через лозунги, вроде «Ученье — свет!», «Надо получить образование, чтобы стать умным», но обычно это не срабатывает. Поэтому воздействовать лучше всего через стремления — стать взрослее, подружиться с одноклассниками, научиться рисовать или даже получить долгожданный подарок.
- Интерес возникает на основе увлечений. Вы можете выстраивать подготовку к школе таким образом, чтобы она затрагивали увлеченность ребенка. Например, он любит слонов. Нарисуйте с ним 10 слонов и учитесь считать: «Мне кажется, что один спрятался, давай посчитаем, сколько осталось». Можно приобрести книги с дополненной реальностью, где процесс обучения проходит через «оживающие» с помощью приложении смартфона картинки. Способов много и только сами родители выберут наиболее верный, поскольку только они знают подлинные интересы своего чада
- Не бойтесь во время занятий хвалить или направлять ребенка — «Молодец! Ты все сделал правильно», «Мне кажется, в этом примере ты был невнимателен, давай попробуем еще раз». Эти фразы адаптируют к объективной самооценке, мотивируют делать больше и лучше в стремлении к похвале.
- Саморегуляция — способность контроля поведения, адекватного восприятия критики и упорства в достижении целей. Ребенок должен максимально контролировать свои эмоции и по возможности, проявлять чуткость к состоянию других людей. Это не всегда работает при тяжелых психических нарушениях, однако даже в этом случае максимально купируется занятиями с дефектологами и психологами, а также предварительной социальной адаптацией.
Подготовка к взаимодействию
В зависимости от заболевания, дети-инвалиды имеют разные возможности. Аутисты слабо идут на контакт, дети с опорно-двигательными нарушениями плохо держат ручку, слепые — визуально ограничены и так далее.
Если ребенок попадает в инклюзивную группу, наличие средств возможной связи с ним необходимо. При обучении по специальной программе, этим будут вплотную заниматься учителя. Но обучение в семье, а также привлечение педагогов дополнительного образования и врачей, также имеют большое значение.
К сожалению, при социальной интеграции малыша с ОВЗ в обычную школу, он может столкнуться с непониманием здоровых сверстников. Помогают уроки добра, включенные во многие программы, когда учитель рассказывает детям про то, что не все обладают равными возможностям. Срабатывают и предварительные беседы на эту тему дома.
Выбор образовательного маршрута
Многие родители детей-инвалидов не готовы принять факт, что те нуждаются в специальной программе обучения. Тем более, что существует возможность отправить их в обычную, не специализированную школу.
Между тем, ребенку там может быть тяжело. Он будет отставать от одноклассников, получать от них насмешки и возможно даже уйдет в себя, начнет проявлять агрессию или впадет в депрессию. Даже тщательная подготовка к школе не гарантирует отсутствия последствий при внедрении в неподходящую образовательную среду. Чтобы это не произошло, необходимо пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), в состав которой входят:
- педагог
- психолог
- врач
- логопед
- дефектолог
Наблюдая за ребенком, оценивая его возможности, они составят рекомендации — образовательный маршрут, помогающий правильно определить и сформировать дальнейшую программу обучения. Также это поможет ответить на вопрос, какой вид получения образования наиболее актуален — надомный, специальный, инклюзивный и необходим ли тьютор. Выбор образовательного маршрута – важная составляющая подготовки ребенка с ОВЗ к школе.
Школа без стереотипов
Существуют распространенные стереотипы насчет коррекционных школ. Чтобы родителям ребенка с ОВЗ их преодолеть, необходимо просто туда съездить. Чаще всего это учреждения, в которых программа адаптирована, задействованы педагоги-дефектологи, логопеды. Учатся в них разные школьники — с физическими нарушениями, психическими, расстройством поведения и даже обычные, родившиеся в неблагоприятных условиях (практика, характерная для интернатов).
Грамотно выстроенная подготовка детей к школе с ОВЗ и выбор верного образовательного маршрута в первую очередь зависят от понимания родителями сложившейся ситуации.