Иногда у детей с выраженной задержкой психического, эмоционального и интеллектуального развития диагностируется умственная отсталость с аутизмом. Запись в медкарте, говорящая о сочетанной проблеме, обусловлена схожестью некоторых симптомов и общими предпосылками к развитию обоих нарушений
При определенных проявлениях грань между патологиями оказывается очень размытой, из-за чего появляются трудности в установлении точного диагноза. Это же мешает правильно подобрать методы коррекции.
Признаки, характерные для аутизма с умственной отсталостью
Изначально аутизм — это психоэмоциональное расстройство, вызванное отсутствием зеркальных нейронов, отвечающих за деятельное и сенсорное подражание.
Расстройства аутистического спектра (РАС) делят на несколько форм. Низкофункциональный аутизм — одна из самых тяжелых. Именно ее иногда классифицируют как умственную отсталость, руководствуясь чертами, общими с глубокой олигофренией. Среди отличительных признаков:
- неустойчивая механическая память
- бедность эмоциональных проявлений большую часть времени
- спонтанные истерики
- плохая обучаемость, связанная с избеганием социальных контактов
- неустойчивость внимания
- плохо развитое мышление
- проблемы с мелкой моторикой при скоординированности других движений.
При такой комбинации симптомов адаптировать человека к социуму крайне сложно или вовсе невозможно. Трудности возникают даже при развитии элементарных бытовых навыков.
В некоторых случаях аутизм с умственной отсталостью у детей — результат несвоевременной коррекции или ее полного отсутствия. Это связано с ошибочной постановкой диагноза некомпетентным специалистом. У ребенка, страдающего РАС, определяют олигофрению, игнорируя аутичные черты. Итог — недостаток социально-бытовых навыков, из-за которых страдает интеллект.