Инклюзия — это процесс, который позволяет тем, кто страдает от инвалидности или ОВЗ активно включиться в общественную жизнь на равных правах с другими людьми. Соответственно, система образования при этом подразумевает обучение школьников в общеобразовательных учреждениях. Разработано множество адаптационных программ и видов инклюзий, облегчающие внедрение и социализацию детей в здоровую среду
Существующая классификация видов интеграции и инклюзии позволяет подобрать наиболее приемлемый вариант обучения ребенка в единой общеобразовательной среде.
Постоянная инклюзия
Эта разновидность означает пребывание учащихся с ОВЗ с одноклассниками в одних ДОУ и школах на постоянной основе. По правилам включения в класс принимают по 1-3 человека с отклонениями в развитии того или иного характера.
К недостаткам относятся повышенные требования к педагогам, их квалификации, профессионализму. Они одновременно должны быть предметниками и дефектологами. Инклюзия такого вида еще не полноценно внедрена в образовательный процесс, хорошей тактикой дифференцированного обучения владеет далеко не каждый учитель. Также необходимо создание особых условий, соответствующих потребностям детей с разными расстройствами.
Постоянная неполная инклюзия
Эта разновидность означает смешанное обучение. В классы школы или группы ДОУ внедряют по 2-3 ребенка с заболеваниями или отклонениями, требующими особого внимания.
При этом на некоторых уроках дети посещают занятия с дефектологом, а на остальных (равно как на внеклассных мероприятиях) сидят в общем классе. Такая инклюзия получила второе название — смешанная.
Смешанный вид удобен педагогам. Им не приходится получать дополнительную квалификацию и обучать детей в одно время сразу по двум программам.
Частичная инклюзия
Дети находятся на надомном обучении, но при этом посещают школу в определенное время и занимаются по индивидуальной программе. Количество часов, предметы, график — обсуждаются с родителями. Кроме того, учащиеся могут присутствовать на общешкольных мероприятиях, ходить на кружки, в секции.
При частичной инклюзии объединение со здоровыми одноклассниками возможно не реже двух раз за месяц, неважно в каком формате.
Такой вид подходит не только для школ, но и для детских садов. При этом фронтальные занятия с детьми ОВЗ, а также инвалидами, проводят дефектологи, а общие — массовые учителя/воспитатели.
Эпизодическая (обратная)
Все типы инклюзий направлены на объединение тех, кто страдает от нарушений, со здоровыми сверстниками. Эпизодический вариант частично касается социального взаимодействия в образовательном процессе. Он призван обеспечить хотя бы минимальное общее пространство в условиях обучения ребят с тяжелыми нарушениями не в обычных школах, а коррекционных.
Общность процесса обеспечивается во время мероприятий, выставок, соревнований, отдыха в лагерях, во время походов, на кружках, секциях.
Педагогическую среду делят дефектологи, воспитатели и обычные педагоги.