Виды нарушений речи у детей



Футажи, отрезки из фильмов и сериалов для монтажа - Румби.ру

Перейти на сайт

Среди дошкольников с ограниченными возможностями здоровья больше всего детей, страдающих от дефектов речевого развития. Эксперты отмечают тенденцию к усложнению структуры нарушений при многообразии форм и симптоматики патологий. При этом низкая информированность многих родителей о видах, а также последствиях расстройств не позволяют своевременно провести диагностику, успеть начать своевременное коррекционное лечение

Нарушения речевого развития (далее НРР) классифицируют на клинико-педагогические и психолого-педагогические. Обе рассматривают одни и те же проблемы, но с разных сторон логопедического воздействия.

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

Клинико-педагогическая классификация основано на предельной детализации дефектов, их соотношения к видам и формам расстройств. Отклонения речи делят на устные и письменные.

К устным относятся:

  1. дисфония — в анамнезе проблемы с голосовым аппаратом, характеризующиеся видоизменением или расстройством голоса с возможными фонаторными или вокальными нарушениями. Дисфония бывает органической или функциональной
  2. 2. афония — полное отсутствие голоса, больной говорит шепотом из-за поражения гортани, функциональной недостаточности мышечной системы. Афония может быть гортанной, паралитической, спастической, истерической
  3. 3. брадилалия — замедление речевого темпа в речи, письме. Голосовая артикуляция становится нечеткой, монотонной. В зависимости от тяжести патологии, ей присваивают одну из трех степеней
  4. 4. тахилалия — чрезмерно быстрое говорение (20-30 звуков в секунду), не сопровождающееся дефектами лексического, фонетического, логического характера
  5. 5. заикание — логоневроз мышечного аппарата, приводящий к прерывистому ритмическому состоянию речи
  6. 6. дислалия — выраженные проблемы звукопроизношения при нормальном слухе и сохранении связей с центральной нервной системой
  7. 7. ринолалия — искажение артикуляции из-за дефектов строения носоглотки. В просторечии это расстройство называют гнусавостью
  8. 8. дизартрия — ограничение подвижности мягкого неба, языка, губ из-за которого страдает произношение
  9. 9. афазия — отсутствие или дефицит речевых навыков из-за локального поражения головного мозга
  10. 10. алалия — повреждение зон коры головного мозга, органического происхождения, на стадии развития плода и в раннем возрасте. Речь нарушена либо отсутствует.

К письменным нарушениям относятся:

  1. 1. дислексия — при сохранении здоровой обучаемости, наблюдаются сбои в овладении чтением или письмом
  2. 2. дисграфия — повторение специфических ошибок в письме при здоровых интеллектуальных способностях. Например, ребенок путает парные согласные, переставляет буквы местами, пишет зеркально или не дописывает слова
  3. 3. дизорфография — устойчивые, частотные искажения орфографии во время письма.
  4. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
  5. Психолого-педагогическая классификация позволяет выделить общую картину проявления патологических проблем. С ее помощью возможно обеспечить специальные программы обучения и воспитания с ориентацией на логопедию.

В этой интерпретации к видам нарушения речи относятся:

  • фонетико-фонематические дефекты — когда проблема возникает из-за дефектов звукового произношения и восприятия
  • ОНР — расстройства, связанные с многосторонними нарушениями звуковой и смысловой систем
  • заикание — иногда сочетается с ОНР, но также может считаться как самостоятельное расстройство коммуникативной функции вследствие логоневроза.

Как лечат НР разных этиологий

Все основные виды нарушений развития речи можно разделить на требующие специального обучения и те, при которых достаточно небольшого коррекционного вмешательства логопеда.

На ранних сроках развития нарушений рекомендуют посещать коррекционные дошкольные заведения для детей с такими проблемами. Помимо развития артикуляционного аппарата, там проводят занятия по улучшению мелкой моторики, памяти, внимания. К сожалению, в небольших городах таких детсадов может и не быть. В этом случае стоит поискать сад с логопедическими группами или регулярно посещать специалиста в медицинском учреждении.

Школьникам оказывают помощь на логопедической базе школы параллельно с обычными учебными занятиями. Для стойких отклонений создают инклюзивные, коррекционные группы. При сопровождении НР тяжелыми психическими расстройствами рекомендуют специализированные учебные заведения.

Все виды нарушений речи у детей требуют вмешательства логопедов и медицинского обследования. Сами по себе они обычно не исчезают и остаются на всю жизнь.