Агрессия у детей-аутистов — одно из частых проявлений проблемного поведения на фоне имеющегося расстройства. Однако оно не является окончательным приговором. Существует несколько действенных стратегий сглаживания и предотвращения агрессии у аутистов
Для человека, испытывающего негативные эмоции, характерны повышение голоса, а иногда и физическое воздействие на источник сильного раздражения. Примерно тот же механизм задействуется у аутистов. Агрессия у них может проявляться в виде:
- социальных нарушений — применения физической силы, бросания предметов, хлопанья дверьми, уничтожения вещей, громкой вокализации
- аутоагрессии — физической активности, направленной против себя. Ребенок может себя кусать, бить. Это сопровождается криками, часто слезами и истерикой.
Как правило, жестокого поведения за детьми не наблюдается. В большинстве случаев причиненный вред не является фатальным.
Почему это происходит
Характерная симптоматика аутизма не включает в себя агрессивное поведение. К ним приводят сопутствующие факторы. У детей с РАС его может спровоцировать отсутствие самоконтроля, панический страх, чувство опасности, социальный дискомфорт, травмы, сильное огорчение.
Поведенческий фактор — одна из частых причин. Например, когда малыш понял, что нужно покричать или как-то иначе обратить на себя внимание, чтобы получить желаемое. Ситуация объясняется не только стремлением близких угождать, но также сложностью речевого общения и нередко холодностью родителей.
Агрессия в виде самобичевания при аутизме у детей наблюдается чаще всего. У специалистов причины аутодеструкции вызывают много споров. Некоторые считают, что ребенок вымещает скопившуюся злость на себя, потому что знает, что подобная реакция в отношении других наказуема. Однако это опровергается тем, что некоторые дети пользуются несколькими видами агрессии. Кроме того, она начинает проявляться в раннем возрасте, когда подобные логические заключения еще невозможны.
Поэтому наиболее близко к истине мнение, что разрушительная активность проявляется как способ самонаказания за проступок. Также возможно желание избавиться от возникающих проблем в мозговой деятельности, что-то вроде когнитивной корректировки.
Вопреки сложившемуся стереотипу, агрессия не является следствием интеллектуальных или психических нарушений. Ее природа скорее связана с психологическими факторами.
Агрессия у ребенка-аутиста: что делать
Любое негативное поведение связано с определенными факторами. Родитель, наблюдающий за аутистом, замечает, в связи с чем оно обычно проявляется. Это может быть неудачная интеграция в общество, жесткий физический или эмоциональный фон, воспоминания о негативной прошлом опыте, реакция на сильный шум. Чтобы понять, как бороться с агрессии у аутиста, нужно в первую очередь понять цель этой агрессии.
Обязательно посоветуйтесь с психиатром о способах реабилитации агрессивного поведения. При определенных нарушениях может быть назначен прием медикаментов.
Дома у малыша обязательно должен быть свой уголок, в котором все будет так, как ему удобно. Там не должно быть частой смены обстановки, сильных шумов, лишних тактильных ощущений.
Домашняя атмосфера вообще не должна быть нервной. Спокойствие и уравновешенность, проявление взаимного внимания и уважения — помогут ребенку избежать психоэмоциональной перегрузки. Злость, наказания, громкие крики и оскорбления — напротив, ее усугубят.
Еще один важный фактор — ритм и последовательность. Аутисты с неприятием встречают любые серьезные изменения, будь-то распорядок дня, место жительства, расстановка мебели, ремонт. Обязательно подготавливайте к этому ребенка. Подготавливайте постепенно, без резкой смены привычного уклада.
Постарайтесь по максимуму внимательно относиться к его потребностям, обеспечьте уверенность, понимание, доверие — вот увидите, в скором времени любые вспышки агрессии прекратятся совсем.