Диспраксию определяют, как нарушение координационного развития, вызывающего трудности планирования и выполнения двигательного поведения в правильной последовательности. Эта обширная и многоуровневая проблема влияет на осуществление движений человека, поэтому должна рассматриваться через призму медицинских, психологических и лингвистических знаний
Какие же виды диспраксии встречаются чаще всего? По результатам исследований, синдром неуклюжести выявляется у 6% детей в возрасте от 5 до 11 лет, при этом у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек. Его особенность – серьезное нарушение формирования произвольных целенаправленных движений, не сопровождающееся четкими элементарными двигательными расстройствами.
Классификация диспраксии
Классификация, используемая в диагностике, зависит от того, какие двигательные функции у человека нарушены:
- вербальная (артикуляционная) диспраксия. Речь – это сложный процесс, координирующий работу органов артикуляции, дыхательной системы и мыслительных процессов. При данном синдроме речь может быть быстрой, невнятной и непоследовательной. Речевой патологический процесс проявляется нечеткостью артикуляции, при которой основными нарушениями являются трудности в координации и интеграции движений органов артикуляции, в также проблемы в подборе слов и ошибки в построении предложений
- кинетическая диспраксия характеризуется нарушением осуществления согласованного двигательного акта при сохраненной возможности его планирования, а также инертностью двигательных стереотипов и речи. Трудности вызывают действия по подражанию и по заданию
- деамбулаторная диспраксия – проблемы, связанные с переключением от одного движения к другому, удержанием двигательной задачи
- кинестетическая диспраксия выражается в хаотическом поиске нужной артикуляционной позы. Человек не может осуществлять произвольные движения без постоянного контроля зрения, например, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, нарушаются движения при письме
- идеаторная диспраксия – это трудности в составлении плана последовательности скоординированных и целенаправленных действий, необходимого для выполнения не заученного ранее сложного двигательного акта. При этом нарушается последовательность действий, человек не в состоянии их корригировать
- идеамоторная диспраксия – трудности при выполнении любых заданий и имитировании действий с воображаемыми предметами
- выразительная диспраксия. Человек не в состоянии выразить переживаемые в данный момент эмоции с помощью мимики. Движения мышц лица зачастую не соответствуют психоэмоциональному состоянию. Например, вместо улыбки на лице появляется выражение отвращения, неприязни и т.д.
- конструктивная (зрительно-пространственная) диспраксия – это пространственно-зрительные нарушения, влекущие трудности в создании качественно новых двигательных актов при возможности выполнения действий по заданию и по подражанию. Человек не может конструировать целое из частей, к примеру, нарисовать простой объект или сложить фигуру из спичек
- офтальмологическая (зрительная) диспраксия – нарушение контролируемых, преднамеренных движений глаз. Люди с этим типом расстройства имеют проблемы с быстрыми горизонтальными движениями глаз и с отслеживанием движущихся объектов.
Все виды диспраксии могут проявляться трудностями в выполнении символических действий, их повторении, распознавании их значения, имитировании действий с воображаемыми предметами.