Эхолалия — это симптом речевого расстройства психического или неврологического характера, при котором человек повторяет услышанные слова или фразы. Типичные проявления считаются нормальными в период становления речи до двухлетнего возраста, однако в более старшем возрасте расцениваются как патологические
Эта аномалия развивается на фоне функциональных и органических изменений в головном мозге. Ее всегда сопровождает другое расстройство или заболевание, эхолалия при этом не является болезнью, это нарушение речевого развития.
Причины и патогенез эхолалии
К основным причинам эхолалических проявлений относят:
- неврологические проблемы
- аутизм и РАС
- имбецильность, умственную отсталость
- шизофрению и шизотипические расстройства
- органическое поражение (болезнь пика, атеросклероз, инсульт) или онкологию головного мозга
- генетические психоневрологические синдромы Туретта и Ретта
- дислексию, дисфазию
- ЗПР и олигофрению.
Методом транскраниальной магнитной стимуляции было установлено, что патогенез расстройства основан на гипервозбуждении нейронов в головном мозге. При дефекте характерно сохранение мышления, однако социально-эмоциональная сфера нарушена.
При эхолалии присутствует имитативный рефлекс, немедленный или отсроченный, вызванный заторможенным развитием техники освоения речи. Поэтому словарный запас состоит из цитат, реплик, предложений, услышанных от других людей, телепередач, фильмов. Подражание происходит осмысленно, иногда даже помогает поддерживать разговор.
В зависимости от степени нарушения происходит:
- замедленное восприятие полученной информации
- расстройство когнитивных функций, когда ребенку сложно соотнести слово с предметом
- проблема с определением и использованием личного местоимения «я»
- слабо сформированное мышление.
Диагностика расстройства комплексная — это анализ данных о течении беременности, генетическое обследование, неврологический, инструментальный (ЭЭГ, ЭКГ, УЗИ головного мозга) и логопедический осмотр.
Особенности эхолалии при аутизме
Аутичные дети часто повторяют то, что слышат от других. Это может быть как отзвук стереотипии, так и метод общения. Однако эхолалия не является прямым признаком аутизма, а всего лишь следствием, хотя именно с этой патологией ее связывают чаще всего.
Эхолалия у больных РАС бывает трех видов:
- непосредственная – немедленный точный отзыв на произнесенную фразу. Например, вопрос — «Олег, ты будешь есть картошку?», ответ — «Олег, ты будешь есть картошку?»
- отставленная – повторы идут с отставанием времени, от часа до нескольких месяцев
- смягченная подразумевает видоизменение фраз, возможно даже с обращением к конкретному человеку.
Из-за этого существует теория, что эхолалия для таких детей является вокальной самостимуляцией. Теория вполне логична, ведь аутисты могут резервировать в памяти слуховые образы, которые используют для последующего общения. Так многие из них могут полностью дублировать речь, воспроизводя даже интонацию, фонетические особенности произношения.
Особенности эхолалии при ЗПР, УО, олигофрении
Патологии, при которых характерной чертой является тяжелое отставание умственного и психического развития, практически всегда сопровождаются нарушениями речи. Причем эти дефекты проявляются в динамической форме.
Эхолалия при этих заболеваниях не лечится, а только корректируется. Но при шизофрении, например, может наблюдаться длительная ремиссия.
Однако расстройство в данном случае является даже полезным, потому что позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, а иногда является единственным средством общения. Причем не только речевого, там, где вербальные навыки отсутствуют, проявляется эхопраксия — имитация жестов и движений.
Мнения ученых разделяются. Некоторые считают эхолалию нарушением. Другие, напротив, уверены, что, если речь присутствует хотя бы в такой форме, это свидетельствует о том, что ее реально развить, а также компенсировать.
Лечение и прогнозы
Для лечения подбирают комплексную методику. Это лекарственная, психотерапевтическая и логопедическая терапия. Родителям также дают рекомендации по домашнему обучению детей.
Так как бороться с эхолалией у ребенка хоть и тяжело, но вполне реально, необходимо как можно раньше приступать к лечению. При своевременно оказанной помощи к школе ребенок начинает говорить не хуже, чем сверстники. Тем не менее к расстройствам, сопровождающим наследственные патологии, это не относится. В этом случае иногда удается скорректировать навык лишь в пользу улучшения выражения мыслей и возможности социального общения.