Нарушения работы речи — это патологии речевой деятельности, которые приводят к проблемам в вербальной коммуникации с другими людьми. Симптоматика расстройств различна — от дефектного восприятия устной информации до логореи (словесного недержания)
Нарушения могут проявляться вследствие разных сопутствующих факторов, среди которых:
- наследственность
- генетические мутации
- осложнения во время беременности
- перинатальные и постнатальные осложнения
- эндокринные патологии
- экзогенное воздействие
- психосоматические расстройства
- социально-педагогическая ошибка.
Группа риска обширна, от проблем в речевой активности не застрахован практически никто. Изучение нарушений занимаются логопеды, а также нейрофизиологи, неврологи, стоматологи, ЛОР-врачи. Вычисление причин речевого нарушения — первостепенная задача, определяющая ход дальнейшего лечения и коррекции.
Клинико-педагогическая классификация определяет следующие виды расстройств:
- проблемы письма — дислексия, алексия, дисграфия, аграфия
- 2. нарушения развития речи у детей — дислалия, дизартрия, ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание, алалия, афазия
- В психолого-педагогической практике выделяют нарушения языковых компонентов — ФФН, ОНР, а также в применении речи — заикание, мутизм.
Можно ли вылечить ребенка с нарушением речи
После обследования специалисты выносят вердикт о том, с чем связаны особенности нарушений речи в конкретном случае и на какой стадии находятся. Коррекционные процедуры и медикаментозное лечение прописывают в зависимости от вида и тяжести патологии.
Прогноз не всегда благоприятный, хотя в отдельных ситуациях возможно исправление до полного выздоровления. Если в речь вмешалось тяжелое заболевание или травма, полноценная ее реабилитация редко бывает возможна. Однако современные методы даже при тяжелых диагнозах помогают компенсировать дефицит речевых навыков и скорректировать их.
Результат зависит от качества назначенной терапии, настроя ребенка, помощи родных и близких.
Как учатся при дефектах речи
Так, как понять детей с нарушением речи бывает непросто, заниматься в общеобразовательном дошкольном или школьном учреждении на общих условиях им будет тяжело. Родители, совместно с лечащим врачом и ПМПК должны решить, в какой форме, в какой группе будет заниматься дитя. Выбор небольшой — домашнее обучение, коррекционная, инклюзивная группы.
Первый вариант самый неблагоприятный, ребенок всегда развивается лучше в компании сверстников, кроме того, в учебном заведении задействованы опытные педагоги и дефектологи.
Как помочь ребенку в домашних условиях
После обращения к врачу для выявления причины патологии, родители должны соблюдать назначения наблюдающего специалиста по развитию речевых навыков. В домашних условиях можно также использовать общие рекомендации.
Основной совет — побольше общайтесь с ребенком. При этом не ругайте его, поправляйте аккуратно, избегая раздраженной интонации и резких высказываний. Вы можете вместе читать, петь, разговаривать на разные темы. Обязательно пополняйте словарный запас, для этого также можно использовать визуальную информацию в виде карточек и картинок.
Хорошо помогают различные виды терапий, причем при всех видах, причинах расстройств — арт, музыкальная, иппотерапия, дельфинотерапия. Помимо занятий со специалистами, дети получают снимают напряжение и получают эмоциональное удовольствие.
Психологическое давление — одна из распространенных проблем, вызывающих нарушения вербальных функций. Дети редко признаются, что у них есть опыт негативного общения со сверстниками, но это необходимо выяснить, аккуратно расспросив, не обижает ли кто-то малыша. Хотя причина может скрываться и в неблагоприятной атмосфере внутрисемейных отношений. В этом случае родителям придется подумать и расставить приоритеты.
Нарушения речевого развития тяжело отражаются на социализации и психическом состоянии. Долгий путь к достижению положительной динамики коррекции будет эмоционально тяжелым. Однако необходимо настроиться на успех, а также помнить, что только терпение и труд всегда приводят к намеченной цели.