Дислексия, как нарушения процесса освоения навыками чтения, бывает нескольких видов. Сегодня существует несколько разных классификаций этого расстройства
В одном случае дислексию рассматривают с точки зрения нарушения зрительного восприятия, слухового или моторных нарушений. И тогда выделяют следующие виды дислексии у детей:
- акустическую. Возникает такая дислексия из-за недостаточного развития слухового анализатора или его дефектности. Такие дети часто путают похожие по произношению звуки. Например, шипящие и свистящие, глухие и звонкие. У них есть сложности с правильным слиянием звуков, букв и слогов
- 2. оптическую. Искажение зрительного восприятия не позволяет установить связь между внешним видом буквы и ее звучанием. Ребенок плохо узнает буквы и слова, сходные по написанию
- 3. моторную. Чаще всего проявляется в затруднении движений глаз. У ребенка сужается зрительное поле, он часто теряет строку, пропускает и теряет слова во время чтения.
Дислексия: виды и формы
Но вышеизложенная классификация не учитывает всего спектра нарушений процесса чтения, поэтому более предпочтительной является классификация дефектолога Раисы Лалаевой. По ней расстройство делится на следующие виды:
- фонематическая дислексия. Основа любого языка – это фонемы. У каждой фонемы есть свои признаки, по ним мы (в процессе обучения речи) отличаем одну от другой. Например, звук может быть звонким или глухим, твердым или мягким; произнесен с участием голосовых связок или с задействованной небной занавеской при произношении. Распознавание этих признаков – то, для чего нужна фонематическая речевая система нашего мозга. Ее нарушение может проявляться в виде двух форм: 1) искаженное восприятия фонем – когда ребенок сложно усваивает буквы и часто заменяет схожие по звучанию. 2) нарушение фонематического анализа – ребенок читает каждую букву отдельно, не соединяя в слоги. Не понимает принципа деления на слоги, часто переставляет их, добавляет ненужные буквы
- семантическая дислексия. Читая абсолютно верно слоги и слова, ребенок не понимает прочитанного. Проблема возникает из-за нарушения в процессе соединения звуков и слогов и из-за несформированных представлений о связях слов внутри предложения. Дети с такой формой дислексии затрудняются прочитать слитно слово и понять его, если оно написано или произнесено по буквам (г, о, л, о, в, а) или по слогам (цве-ток рас-тет).
- аграмматическая дислексия. Этот вид обычно сопутствует другим серьезным нарушениям речи и проявляется несформированностью грамматического строя языка. Ребенок может невпопад изменять окончания («под диванах», «у друзьях»), некорректно согласовывать части речи («лужа глубокое», «книга интересное»)
- мнестическая дислексия. У ребенка нарушена функция последовательного восприятия, анализа и воспроизведения информации. Нередко им не осознается связь между звуком и буквой. Также, у таких детей страдает речевая память. Им тяжело дается освоение букв, они не могут правильно воспроизвести последовательность звуков, букв или слов. Перечисляя – нарушают порядок, пропускаю, меняют местами.
- оптическая дислексия. Возникает при нарушении зрительного анализа форм. Ребенок путает похожие буквы (З-В, Л-Д), может заменять одну на другую. Это нарушение может отражаться и на неречевых умениях, например, когда он рисует. При срисовывании, ребенок искажает формы, пропускает элементы. Если его попросить узнать буквы, написанные с пропуском деталей или наложенные одна на другую или выбрать из двух вариантов одной буквы написанную правильно – это наверняка вызовет трудности
- литеральная оптическая дислексия. Затруднено распознавание отдельных букв
- вербальная дислексия. Появляется как результат органического поражения мозга и часто сопутствует другим нарушениям речи. Таким детям сложно читать слова, часто они читают их «зеркально» (лес-сел)
- тактильная дислексия. Нарушение, характерное только слепым детям. При использовании азбуки Брайля у ребенка возникает сложность в соотношении тактильных ощущений и звукопроизношения, а также, каждая буква воспринимается им отдельно, без связки со следующей. Замедленный темп чтения может быть связан с потерей слов и предложений.