По статистике ВОЗ, около 30% детей испытывают сложности с речевыми навыками. Профилактика нарушений речи — самый эффективный способ своевременного предотвращения возможных проблем. Этим вопросом необходимо озадачиться еще на этапах раннего и дошкольного развития ребенка
Супруги на этапе планирования зачатия обращаются за генетической консультацией. В ходе обследования выявляется риск развития отклонений здоровья будущих детей при отягощенной наследственности. При обнаружении потенциальных проблем с семьей проводят беседу. На ней обсуждаются тяжесть возможных патологий и меры профилактики, которые должны предупредить либо снизить дефектологию заболевания, в том числе, речевого характера.
В группе риска семьи, в которых либо имеются отягощенные тяжелыми аномалиями и патологиями в любом поколении — синдром Дауна, аутизм, шизофрения, заикание, нарушения слуха и так далее, либо прослеживаются случаи речевых отклонений.
В период вынашивания ребенка особое внимание уделяется обследованию женщин:
- с вредными привычками
- хроническими заболеваниями
- с отрицательным резус-фактором
- перенесших травмы, в том числе психологические
- после тяжелых инфекционных заболеваний и риска прерывания беременности.
Первичная профилактика речевых нарушений в раннем возрасте
Однако некоторые патологии отследить во время беременности невозможно. Особенно это относится к постнатальным аномалиям или последствиям травм, инфекционным заболеваниям в послеродовой период.
В раннем возрасте ребенка важно вовремя заметить, что развитие отстает от нормы. Чем старше становится воспитанник, тем сложнее компенсировать либо устранить проблему.
Необходима диспансеризация детей, которые появились на свет с родовыми травмами. За ними наблюдает группа медиков во главе с педиатром, осуществляющая медицинский контроль с требуемыми оздоровительными мероприятиями.
Для профилактики нарушений речи у детей в течение первого года жизни их нужно постоянно наблюдать и планово обследовать у специалистов — педиатра, невропатолога, окулиста, ортопеда, ЛОРа. К 2-м годам обязателен осмотр стоматолога, а к 3-м — логопеда.
При обнаружении малейших отставаний речи от нормы, необходимо обследование и проведение коррекционно-педагогических мероприятий.
Предупреждение речевых нарушений в домашних условиях
Помимо обеспечения контроля специалистами, родители также должны заботиться о здоровье своего ребенка в домашних условиях. В воспитании учитываются факторы, которые могут повлиять на речевой аппарат. Необходимо принимать меры по:
- исключению нарушений прививочного графика, изоляции от инфекционных больных
- соблюдению гигиены органов слуха, своевременному лечению и охране здоровья
- запрету на сосание пальцев, руки под щекой во время сна
- своевременному протезированию и лечению зубов
- устранению короткой уздечки языка до 4-5 лет
- избеганию голосового перенапряжения
- охране нервной и психической системы ребенка.
Для предупреждения нарушений речи у детей следует обеспечить благоприятное звуковое окружение, ограничить по возможности контакты с людьми, обладающими разговорными дефектами.
С ребенком необходимо разговаривать с рождения. При этом слова взрослых должны быть четкими, без сюсюканья, лепета, с правильным обозначением предметов для развития словарного запаса. Во время разговора не отворачивайтесь от ребенка, чтобы он зрительно запоминал речевую артикуляцию.
С раннего возраста важно заниматься мелкой моторикой и поощрять любые успехи в речи. Образовательный досуг должен быть устроен с максимальной пользой. Это не телефоны в руках у детей, а посещение кружков, секций. Если такой возможности нет, нужно занять дошкольника чем-нибудь интересным, но полезным. Например, сборка модели фрегата, шахматы, открытки-аппликации, раскраски.
Негативно сказывается на произношении частый просмотр мультиков с фоновым переводом. Если разрешаете ребенку смотреть детские мультфильмы, пусть они будут с русской озвучкой без закадрового оригинала.
Иногда родители приучают с пеленок детей к освоению двух языков одновременно. Билингвизм в семье часто приводит к дефектам и смешению языковых навыков, поэтому такой практики стоит избегать.
Коррекционные группы в детсадах
В предупреждении и коррекции нарушений речи большую роль играют дошкольные образовательные учреждения. Если родители заметили, что у ребенка появились проблемы, но заниматься с ним самостоятельно у них времени нет, поможет коррекционный детский сад с логопедическими группами.
Педагоги дошкольного образования проводят комплексную работу, включающую в себя всестороннее устранение дефектов. Группы детей, с которыми проводят коррекционную работу, делятся на:
- обычные, где учат фонетически правильному произношению, развивают беглую речь предложениями
- ЗПР, где с детьми работают специалисты, устраняющие более глобальные проблемы развития.
Нарушения речи у детей в большинстве случаев успешно корректируются и компенсируются. Однако максимальный успех возможен только при вовремя проведенной профилактике.