Речь — это наиболее понятное и доступное средство коммуникации с окружающими. Если эта способность пропадает или появляются дефекты, необходимо сразу выявить причину и незамедлительно приступить к лечению. Промедление грозит дисфункцией речевого аппарата
Нарушение речи (НР) может проявляться по-разному, это зависит от патологии. Так человек может полностью либо частично потерять возможность управления голосом, испытывать фонетические сложности, говорить слишком медленно, чрезмерно быстро.
Эксперты различают следующие виды нарушения речи у взрослых:
- тахилалия — ускорение вербального процесса, вызванное какими-либо факторами, от органического поражения головного мозга до психических расстройств. При тахилалии наблюдается дисбаланс нервной системы с процессами торможения. Активатором расстройства могут стать наследственные патологии, столбняк, эпилепсия, черепно-мозговые травмы, миелит, новообразования в мозге
- 2. ринолалия, также называемая «гнусавостью» — артикуляционное расстройство, вызванное нарушением небно-глоточного смыкания
- 3. заикание (логоневроз) — порывистая речь, часто с эффектом эха. Заикание происходит при стрессовом состоянии, повреждениях головного мозга, отягощенной наследственности
- 4. дислалия — речь или отдельные звуки словно «проглатываются», нарушается фонетическое состояние вербального общения при сохраненном слухе. Также возможна другая форма — паралия, при которой произношение затруднено. Возникает на фоне дефектного строения речевого аппарата, при умственной отсталости и проблемах социально-педагогического характера
- 5. афазия моторная или сенсорная. Характеризуется отсутствием или расстройством речи с нарушением речевого восприятия, но при здоровом слуховом аппарате. Появляется на фоне органического поражения мозга — различных психических или инфекционных заболеваний, инсультов, травм
- 6. дизартрия — ограничение подвижности неба, языка, губ, вследствие чего нарушается артикуляция речи. При дизартрии речь глухая, с ощущением «каши во рту». Проявляется на фоне сифилиса, ДЦП, миотонии, инсульта, перенесенных нейрохирургических операциях, рассеянного склероза
- 7. олигофазия возникает после приступов эпилептических припадков. Человек говорит мало и односложно после пережитых судорог
- 8. мутизм — утрата речи при психомоторном расстройстве. Причем больной не желает или не может применять даже невербальные жесты. Речевые способности, слух и мышление сохранены. От афазии патология отличается возможностью письменного общения. Причиной могут являются психические травмы, кататонический синдром, органические поражения, опухоли, огнестрельные ранения головного мозга
- 9. дисфония — хрипота, гнусавость, осиплость, слабость голоса. Дисфонию и афонию могут вызвать ряд патологий, травмы, операционные вмешательства, вредные привычки, возрастные изменения, перенапряжение голоса, психические заболевания, стрессы
- 10. афония — полное отсутствие голоса. Больной говорит шепотом, может срываться на дребезжание при попытке говорить громче. Обычно возникает после интубации, из-за бронхиальных патологий, при продолжительном перенапряжении голоса
- 11. брадилалия — слишком медленная речь. Часто бывает из-за болезни Паркинсона, энцефалита, менингита, травм головного мозга и отягощенной наследственности
- 12. алалия — при заболевании поражены речевые центры мозга. В анамнезе отсутствие или недоразвитие речи. У взрослых проявляется вследствие гипотрофии, черепно-мозговых травм, после операций под общим наркозом.
Диагностика нарушения речи у подростков и взрослых
К НР у взрослых людей могут приводить врожденные расстройства и заболевания, которые либо не диагностировали в детстве, либо они не поддавались коррекции. К сожалению, во взрослом возрасте многие из них уже бесполезно пытаться лечить, но обследоваться все же необходимо. Тем более что во взрослом возрасте дисфункции речи отличаются тяжелым течением.
Приобретенные нарушения могут быть органическими (при повреждении структур головного мозга, а также систем речевого аппарата) или функциональными, когда внешние факторы временно или на постоянной основе нарушают работу ЦНС. Например, травмы, заболевания психического характера, стрессовое состояние, инфекционные патологии.
Диагностика всегда должна быть комплексной. Человек с нарушениями проходит обследование у специалистов — логопеда, дефектолога, невролога, ЛОРа. Также необходимо инструментальное вмешательство — МРТ головного мозга и сосудов. Однако в первую очередь, при внезапной спутанности речи, появлении мычания, прочей симптоматике, важно быстро обратиться в медицинское учреждение для исключения инсульта.
Прогноз для разных видов НР предугадать без полного анамнеза и обследования невозможно. Многие расстройства можно лечить/корректировать при своевременно оказанной помощи. Самое главное — это положительный настрой и поддержка больного.